08.12.2024

Развитие мелкой моторики у детей

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека  центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко . Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки  ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

Начинать работу с кистями рук ребенка можно с первых недель его жизни. Самое первое упражнение – это поглаживание ладони по часовой стрелке. Ведь, как известно, здесь находятся точки, отвечающие за развитие речи ребенка. Поглаживание, загибание пальцев, вращение ими – вот основные упражнения этого периода. Все это можно найти в разделе «Пальчиковые игры».

Ваш ребенок подрос, научился брать игрушку пальцами или всей ладошкой, умеет перекладывать ее из руки в руку, бросать. Какие же упражнения помогут ему усовершенствовать свои навыки?

  • 1. Игры с предметам домашнего обихода.

Достоинством этих игр является то, что в них используются подручные материалы, которые есть в доме: крупа, бусинки, пуговицы, прищепки.

Крупы, макароны, горох, фасоль можно пересыпать из одной емкости в другую,  перекладывать ложкой или руками, отделять одно от другого. Учите брать горошинку попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. При этом подбирайте любые потешки. Попробуйте проводить пальчиком малыша по крупе, изображая какие-либо рисунки, буквы.

Предоставьте ребенку возможность играть со всевозможными коробочками, баночками, откручивать и закручивать крышечки. Играйте с кусочками ткани, различной на ощупь. Детям очень нравится бросать пуговицы или другие мелкие предметы в банку, коробочку через отверстие, проделанное в крышке. Выкладывайте рисунки из пуговиц разного цвета и размера (неваляшку, бусы, снеговика). С детками постарше застегивайте и расстегивайте пуговицы, крючочки, кнопочки. А пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу 4х летнему ребенку, под вашим наблюдением, конечно.

Можно поиграть с пробками от пластиковых бутылок. Перевернув их резьбой вверх, изображаем «лыжи». Указательный и средний пальчики встают в них, как ноги.

Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Рассказывайте и показывайте  несложные потешки на 2-3 строчки. Постепенно ваш ребенок сам начнет за вами повторять.

Приготовьте мелкие предметы и заверните их в несколько слоев бумаги.

Предложите ребенку развернуть этот сверток.

Занимательными также являются игры со спичками или счетными палочками. Выкладывайте из них геометрические фигуры, стройте сруб. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. Собирайте спички одними и теми же пальцами разных рук(подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. При этом нанизывать можно что угодно: пуговицы, бусы, макароны с большими отверстиями.

Для развития тактильной чувствительности опускайте руку ребенка в сосуд, заполненный  предметами, разными по форме, ощущениям. Предложите вытащить его.

  • 2. Игры с рисованием

Рисуйте с ребенком различные геометрические фигуры: линии, овалы, круги, квадраты, треугольники, заштриховывайте их. Обводите ладонь или просто какие-либо предметы: дно стакана, перевернутое блюдце, формочки и трафареты. Для развития руки полезно обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори». Предложите малышу рисовать кисточкой и красками. А если он неохотно рисует кистью, порисуйте пальчиками.

  • 3. Игры с пластилином

Познакомьте ребенка с пластилином. Для начала не обязательно что-то лепить. Отрывайте от него небольшие кусочки, размазывайте по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы: фасолины, пуговицы, бусинки. Деткам постарше разрешите резать пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, вырезать формочки.

  • 4. Игры-шнуровки Монтессори

Игры с шнурованием развивают внимание, глазомер, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

  • 5. Аппликации

Аппликация доступна детям с весьма раннего возраста. Уже полуторагодовалые малыши вполне могут рвать бумагу на кусочки или сминать в комочки. Дайте ему готовые детали и научите наклеивать. Разложите перед ребенком кусочки цветной бумаги(большие, маленькие, многоцветные, однотонные) и покажите, что их легко можно разорвать на полоски или необычные формы. Спрашивайте, на что это похоже в каждом случае. С 3х лет(иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное, чтобы они были безопасными, желательно с острыми концами. Для начала удобно вырезать геометрические фигуры из цветных журналов и клеящим карандашом закреплять их на листе.

  • 6. Игры с водой, песком

Все дети любят играть с водой. Для развития мелкой моторики научите малыша переливать  воду из одной емкости в другую. Разрешите ребенку крутить кран, т.к. для развития руки очень полезны вращательные движения. Дети также обожают играть с песком. И неудивительно! Ведь как это полезно для тактильных ощущений. Пусть берут его руками, пересыпают. Главное следите, чтобы ребенок не тянул его в рот.

Автор: Марина Гранович