Продолжаем наш разговор о сюжетно-ролевых играх для детей. Их существует огромное количество. Есть, конечно, стандартные игры, но дальше все зависит от вашей фантазии. Мы предлагаем вам рассмотреть следующие игры: библиотека, почта, зоопарк.
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Беседуем с ребенком про зоопарк. Предложите малышу сходить в зоопарк. Для этого постройте клетки для животных. Возле входа поставьте кассу, здесь нужно купить билеты. В зоопарке рассматриваем животных, описывайте их ребенку. Разделите территории, на которых будут находиться дикие и домашние животные. Говорите о том, чем питаются различные животные, какие у них повадки.
Расширяйте словарный запас малыша: расскажите о работе взрослых в зоопарке. Роли: заведующего, рабочих, врача ветеринара, работников кухни.
Изготовьте из глины или пластилина корм для животных.
Постройте клетки для животных, бассейн, кухню, кабинет ветеринара (из кубиков, конструктора, карандашей, подушек или еще из чего-то другого).
В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
«В зоопарк привезли новых животных». Возьмите грузовую машину, грузине в нее животных с ребенком. Сделайте несколько дорожек разной длины или ширины, которые будут везти в зоопарк. Предложите водителю добраться по самой короткой дороге, самой широкой. Игровое задание: размещение животных по клеткам. Правила игры: рассадить животных, соотнося размер клетки. Переводим животных в другие клетки.
Математическая цель: учим количественный и порядковый счет, учимся сравнивать соседние числа. На каждой клетке ставим свой номер. Считаем: в первой клетке 4 льва, в третей – 6.
Продолжение игры: приготовление еды для животных, кормление, осмотр их врачем-ветеринаром.
«Пополнение зоопарка». На теплоходе – в Африку. Проводники получают задание: привезти животных в зоопарк. Разделение ролей: директор зоопарка, проводник, капитан теплохода, матрос, кок. Материал: игрушки животных, рация, якорь, карточки, на которых указано количество животных. Едем в Африку – на карте смотрим, какие животные здесь обитают, выбираем некоторых из них и везем в зоопарк.
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Расскажите ребенку о том, что такое почта, о способах отправления и получения корреспонденции. Оборудуйте место для почты — отдельный столик, где можно отправить телеграммы, столик для отправки и получения посылок и бандеролей, переговорный пункт (телефон).
Распределяем роли: оператора, почтальона, грузчиков.
Расширяем словарный запас ребенка – посылка, письмо, бандероль, почтовый ящик.
Учим малыша быть вежливым, уважительно относиться к работникам почты.
Изготовьте из бумаги конверты, посылки, календари, почтовый ящик.
Развитие игры: правильно подготовить письма и бандероли к отправке, клеим марки (цветную бумагу) на конверт. Почтальон разносит письма по номерам домов. Можно давать ребенку задания: отнеси это письмо в квартиру, которая после №6, или между 7 и 9. Изучая цвета, можно предложить ребенку разнести разноцветные письма на свои улицы (письма с желтыми марками – на желтую улицу).
Доставляем корреспонденцию в другие города – едем на различных видах транспорта (машина, поезд, самолет).
«Газетный киоск». Строим киоск. Роли: шофер (привозит газеты, журналы, ручки, марки, конверты), киоскер (заказывает необходимое количество товара, принимает товар, считает, продает).
Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке»
Сходите с ребенком на экскурсию в библиотеку, чтобы у ребенка сформировалось представление о библиотеке, о работе библиотекаря, о вежливости и взаимном уважении библиотекаря и читателей.
Играем: возьмите разные книги и разберите их по жанрам: сказки, книги о машинах, стихи и т.д. Поставьте их на разные полки.
Знакомим ребенка с новыми терминами: формуляр, читальный зал.
Разделите роли: библиотекарь – помогает выбрать интересную книгу, учит правилам пользования библиотечными книгами, выдает их, записывает в формуляр читателя.
Читальный зал библиотеки: понравившиеся книги ребенок может просмотреть или почитать прямо в читальном зале.
Развитие игры. Игровое задание: заказать книгу с помощью загадки или угадать ее. Правила игры: рассказать о книге, не называя ее. Узнать книгу по картинкам, по рассказам о ней.
Проводит детскую игру «Наши сказки оживают». Цель: углубить знания детей о героях сказок, об их моральных характеристиках. Учимся узнавать их на картинках. Игровое задание: угадать, кто из какой сказки. Используем картинки с изображением героев сказок или играем на фланелеграфе.
Игра «Полечим наши книги». Учим ребенка бережному отношению с книгами. Если у вас есть порванные книги, то полечите их вместе с малышом – склейте их.
Сюжетно-ролевые игры для детей. Часть I