Рисование – это не только интересный вид творчества. Это еще и очень полезное занятие для малышей. Рисование развивает мелкую моторику рук ребенка, улучшается координация движений, формируется эстетический вкус.
Когда же можно знакомить кроху с карандашами и красками?
Тогда, когда ребенок научится ходить, т.е. примерно к году можно дать малышу карандаш. Если ребенок до этого никогда не держал его, покажите, что им можно рисовать. Для этого вложите карандаш в кулачок ребенка и покажите, что он может оставлять след на бумаге. Выбирайте время для рисования, когда ребенок в хорошем настроении, не голоден, постарайтесь создать вокруг этого процесса положительные эмоции. «Рисование» – это пока только условное название. Малыш будет выводить каракули на страничке. Сейчас ваша главная задача – научить ребенка правильно держать карандаш в руке.
Для рисования предлагайте маленьким художникам «полотна» побольше, чтобы ребенок не был ограничен размерами листа. Для этого подойдут обои. Расстелите рулон на полу и дайте малышу выразиться. Если ребенок рисует красками, то не одергивайте каждое его движение. Пусть рисует, где хочет (уберите ковер предварительно): на листе, на себе, пробует рисовать пальчиками, губкой. Купите пальчиковые краски – они наименее безопасны, даже если кроха захочет их попробовать на вкус.
Что можно рисовать с ребенком от 1 до 2 лет?
Рисуем дождик. Покажите ребенку, как можно простыми размашистыми линиями рисовать дождь предложите и ему попробовать. Или нарисуйте заранее картину – деревья, травка, а над ними тучка. Скажите, что скоро из тучки пойдет дождь, нарисуйте его вместе с ребенком, полейте все вокруг, чтобы выросла большая травка и деревья.
Следы. Макайте пальчики ребенка в краску и ставьте отпечатки на бумаге. Ставить можно один, два, три пальчика сразу. Расскажите, что это следы разных животных. Подумайте, кто может их оставить – собачка, зайчик.
Опавшие листья. Расскажите ребенку об осени, что в это время листья на деревьях желтеют и падают на землю. Нарисуйте дерево, предложите малышу кисточку макать в желтую краску и наносить мазки на бумагу. Это будут ваши листочки. Не ограничивайте движения малыша – пусть листья кружатся по воздуху, ложатся под деревьями.
Заборчик. Нарисуйте вместе с крохой вертикальные полочки сверху вниз. Расскажите, что это заборчик. Спрячьте любую игрушку за листом-заборчиком. Поиграйте в «Ку-ку» с малышом. Спрашивайте у ребенка, кто там за заборчиком спрятался. Например: спрятали собачку. Говорим: «Кто же это у нас спрятался? Давай послушаем. Гав-гав. Кто у нас так лает? Правильно, собачка».
Топаем по дорожкам. Проводите прямые линии в разном направлении: сверху вниз, слева направо. Расскажите, что это дорожки. Посадите в начале каждой дорожки игрушку или нарисуйте ее. Спрашивайте при этом: как ходит мишка, как зайчик. Можно заранее нарисовать зайчика в одной стороне листа, а домик в другой. Скажите ребенку, что зайчик гулял и теперь хочет попасть домой. Предложите малышу нарисовать дорожку – проводим линию от зайчика к домику.
Картины из всего. На самом деле из любого мазка ребенка можно придумать картины. Макайте кисточку и ставьте ее оттиски: зеленые – травка, черные – жучки, красные – огонь, белые (на темном фоне) – снег идет.
Украшаем. Для украшения вам подойдут готовые изображения из раскрасок для самых маленьких, т.е. конкретные изображения – девочка, платье, цветок. К примеру, берете платье. Скажите ребенку, что это платье его любимой куклы Маши. Но оно почему-то стало белое. Давай его украсим. И кисточкой наносите мазки, либо просто раскрашиваем платье.
Прячем. Для навыков раскрашивания вам пригодится эта игра. Нарисуйте ребенку котика. Предложите его спрятать. Для этого ребенку покажите, как зарисовать кота.