Все мы хотим видеть своего любимого малыша воспитанным и вежливым. Одни родители начинают прививать ребенку хорошие манеры еще с младенчества, другие уверены в том, что это следует делать гораздо позже.
Недавно встретили знакомую, а она и спрашивает меня: «Как вы воспитывали своего ребенка, чтобы он стал вежливый?» А ответ лежит на самой поверхности – своим поведением и примером.
Вежливости нельзя научить вот так легко – взял, рассказал, и ребенок вежливый. Нет! Все закладывается еще с детства. Что видит ваш крохотный, еще несмышленый карапуз? Доброжелательные отношения в семье, постоянно звучащие из уст мамы и папы «спасибо, пожалуйста». Да? Тогда вам не о чем беспокоиться! Ребенок подражает родителям. Они его пример, эталон. И если мама здоровается с соседями или знакомыми, то малыш все это видит. Естественно, ему хочется делать как мама, и он тоже начинает здороваться. Недавно видела такую умилительную картину: идет мамочка с крошкой, которая и разговаривать толком еще не умеет (но все понимает). Мамочка здоровается со мной, а малыш тоже вместе с ней кивает мне головой. Вот – настоящий пример для подражания!
А если другая ситуация – малыш слышит в семье только сердитые нотки папы и мамы, вместо «спокойной ночи» — «спи быстро», вместо попыток ласково утихомирить разбушевавшегося кроху – «сейчас как дам больно». И после этого мы говорим о вежливости. Да ребенок просто не слышит вежливых слов и, естественно, их не употребляет. Они для него «чужие, непонятные». И сколько бы мы ни заставляли ребенка говорить вежливо, это только слова «из-под палки». Это в возрасте 2-3 лет еще можно заставить, а что будет дальше? Необходимо, чтобы вежливость была нормой поведения ребенка и шла от души.
Уже в возрасте 2-3 лет в лексиконе ребенка могут быть такие волшебные слова: спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте (вначале малыш говорит «привет», ему так проще, хотя к 3 годам учите произносить слово «здравствуйте»), спокойной ночи, доброе утро, извини.
Иногда кризис трех лет ставит родителей перед проблемой – добрый, вежливый до этих пор малыш становится агрессивным, наотрез отказывается здороваться с бабушкой, ведет себя капризно. Что же происходит, недоумевают родители? А все просто – кризис трех лет. И поступает ребенок так вовсе не из-за вредности или испорченности. Это еще один этап в его развитии: малышу необходимо обозначить границы дозволенного. И мы тоже с этим столкнулись: сын может толкнуть чужого ребенка и не захотеть извиниться, перестал здороваться со знакомыми, от злости может ударить папу с мамой. Это вовсе не означает, что он стал плохой. Малыш проверяет, где же заканчиваются эти границы – граница терпения мамы, папы, что же сделает соседский мальчик, если я заберу у него машинку – заплачет, разозлится или еще что-нибудь. Ребенок еще не знает, чем может заканчиваться любое действие и он это хочет проверить. И в этот период может закрепиться как вежливое поведение, так и некультурное. Сейчас все зависит от родителей. Показывайте свое недовольство на плохое поведение ребенка, отмечайте, если малыш поступает хорошо, хвалите его в этот момент. Главное, дать малышу понять, что никто не поощряет его невежливость. Сдержанно, без криков, просто своим тоном, взглядов не поощряйте – и все опять станет на свои места!
В 4-5 лет малыш не просто копирует поведение родителей. Он имеет свое «я» и все пропускает через себя, свое сознание. Теперь он умеет оценивать поведение других людей. В этом возрасте можно услышать: «Мама, а почему Маша мне не хочет говорить спасибо, я же ей мячик дала?» Да, теперь малыши видят чужие промахи, а свои могут не замечать. Потому что в их жизни наступил важный момент: они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм. И это не означает, что малыш ябедничает. Просто ему нужно понять, правильно он усвоил этот «урок» или нет, правильно ли он понял, что такое хорошо, что такое плохо.
Сказка – лучший учитель
Как часто мы, взрослые, пытаемся научить ребенка быть вежливым: «Почему ты не сказал тете «до свидания»? И каждый раз пилим малыша своим «почему не сделал, так нужно делать». А для малыша «так нужно» — это просто слова. Существует отличный способ рассказать ребенку о вежливости и показать это на реальных примерах. Этот способ – сказка. С помощью сказки можно рассказать о хорошем и плохом поведении белочки, о том, как мышка была жадной и не хотела делиться ни с кем игрушками, и потом с ней никто не захотел дружить. У нас была любимая сказка про мышонка, который был невежливый и с ним никто не хотел играть. Ее мы обыгрывали: брали мягкие игрушки, они обращались к малышу за советом, поступали вежливо и невежливо. Так ребенок учится понимать, как лучше поступить в разных ситуациях. Собачка хвалит мышонка за то, что он такой воспитанный и делится с ним косточкой, мышонок забирает все игрушки себе, а потом спрашивает у малыша – почему же со мной не хочет играть бегемотик с мартышкой. Обсуждайте поведение зверей с ребенком, так он научится быть вежливым гораздо быстрее, чем с помощью нотаций.
Играем
В игре можно тоже показать нормы вежливости ребенку. Придумайте историю с простым жизненным сюжетом. Если герой поступает вежливо, пусть ребенок похлопает в ладоши, если же нет – потопает ногами. Обязательно придумывайте как плохие, так и хорошие примеры поведения, чтобы малыш учился не только осуждать, но и находить хорошее. Это отличная игра, когда вы ожидаете транспорт, стоите в очереди или едете в дороге.
Еще одна игра – «Кто назовет больше всех вежливых слов». По очереди с малышом называйте вежливые слова и выражения. Поиграйте всей семьей.
Помните, что собственным примером вы можете заложить как хороший, так и плохой фундамент. Следи за собой и своими выражениями, когда вы общаетесь не только с ребенком, но и с друзьями или другими людьми.