Первое, что следует рассказать ребенку, изучая космос, это то, что наша земля имеет форму шара. Возьмите глобус и покажите на нем сушу, на которой и находятся горы, реки, леса, пустыни, и синюю поверхность – это все вода – моря и океаны. Прошагайте пальчиками по глобусу под стишок:
Мы по глобусу шагаем,
Пальцы дружно поднимаем.
Перепрыгнули лесок,
На гору забрались,
Оказались в океане –
Вместе покупались.
Пошагали в Антарктиду,
Холодно, замерзли.
Сели все мы на ракету –
В космос улетели (поднимаем ручку вверх).
Расскажите ребенку, что вокруг нас – это космос. Он очень большой. А в космосе есть много планет. Одна из них – наша Земля. Мы повесили ребенку плакат «Планеты Солнечной системы» и рассматривали его.
Рассказываем стишок про планеты:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Мы с ребенком рисовали эти планеты: в центре изображаем солнце, циркулем проводим орбиты, по которым вращаются планеты, рисуем на каждой линии планеты, проговаривая, где маленькая планета, где большая. Можно играть с мячами – в центре кладем большой мяч – Солнце. Из ниток делаем орбиты. Сажаем на них мячики разного размера. Катаем их по орбитам. Малыш тоже может быть планетой – бегать по своей орбите – так запоминаем названия планет.
Еще в космосе находятся звезды – огненные шары.
День и ночь. Расскажите малышу, почему бывает день и ночь. Мы с сыном взяли глобус в темное время суток и фонарик. Говорим о том, что Земля вращается вокруг своей оси – показываем как. Светим фонариком на одну часть глобуса – в этой части земли сейчас день, а на противоположной – ночь.
Зима и лето. Теперь будем двигать глобус вокруг “солнца” и наблюдать, что произойдет с освещением. Из-за того, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима.
Мы выкладывали планеты, кометы из мозаики:
Делали аппликации на тему «Космоc».
Луна. Из пластилина катаем шар, на котором карандашом делаем вмятины – кратеры. Крышку залепили пластилином – получилась летающая тарелка, на которую сажаем инопланетян.
Из пластилина делаем комету – хвост из спагетти.
Говорим о созвездиях. Клеим звездочки в хаотичном порядке, соединяем фломастером их в созвездие. Прикрепляли на картинки пластилиновые звезды.
Игра «Подбери созвездие». Необходимо соединить созвездие с соответствующей ему картинкой.
Игра «Космические пазлы»
Игра с метеоритами. Рисуем на листе кратеры, в которых делаем надрезы. К ним делаем метеориты. Задача – подобрать к каждому кратеру свой метеорит по количеству точек на нем. Сажаем их в воронки.
Корабль с Уникубом Никитиных. На ракету с разноцветными квадратами нужно поставить кубики так, чтобы его верхняя и боковая грани были такого же цвета.
Игра «Соединялка» — соединяем слог с картинкой.
Составляем слова из кубиков Зайцева:
Подвижная игра «Собери звезды» — вырезаем несколько звезд, нумеруем их. Раскладываем по комнате в труднодоступных местах. Чтобы собрать все звезды, малышу нужно забраться на стул и достать ее, дотянуться, столкнуть ее палкой, залезть на шведскую стенку.
Игра «Летящая комета». Возьмите воздушный шар, прикрепите к нему скотчем трубочку от сока или коктейля. Вденьте в трубочку нитку, а края прикрепите в разных частях комнаты, желательно под наклоном. Пускаем шарик – он «летит» в другой конец по ниточке. У моего ребенка было масса восторга!
Делаем ракету своими руками из картонной трубочки и цветной бумаги:
Выкладываем картинки из счетных палочек:
Развивающая игра «Космос». У меня сын очень любит играть в игру «Космос» с многоразовыми наклейками. В ней есть игровое поле и различные фигурки – космонавты, инопланетяне, летающая тарелка, планеты, ракета, метеориты, астероиды и др. Благодаря многоразовым наклейкам мы создаем интересные и необычные варианты игровых ситуаций.
Играем в «Астрономов» — надеваем ребенку колпак, украшенный звездами, плащ (сделанный из простыни). Берем картонную трубочку – это будет наша подзорная труба. Украсьте ее с ребенком звездами или просто раскрасьте красками. Я рисовала на доске для рисования мелом космические изображения (кометы, звезды, луну и т.д.). Ребенок наблюдал их в «подзорную трубу», затем отворачивался и угадывал – что же изменилось.
Выполняли следующие задания:
Найди отличия:
Посчитай, сколько звездолетов уже приземлилось на неизвестной планете. Сколько звездолетов еще не совершили посадку. Покажи нужные числа.
Расскажи инопланетянину, как называются эти предметы, чем ни похожи, чем отличаются.
Обведи кратеры на лунной поверхности:
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.
Помоги летающим тарелкам совершить безаварийную посадку – дорисуй в пустых окошках нужное количество точек. Их общее число должно соответствовать указанным цифрам.
Найди недостающую ракету:
Спасибо, очень познавательно, буду проводить занятие — материал будет кстати
просто супер!
Отличное занятие! Спасибо!
Спасибо вам большое! очень интересно! такие выдумки необычные! ура)
супер