В детские годы развивать мышление ребенка очень полезно. Ведь, чем лучше развито мышление у человека, тем он легче принимает решения, находит взаимосвязи между предметами, явлениями и действиями.
Развитие мышления у детей проходит в несколько этапов. Сначала ребенок учится решать поставленную задачу, и на практике выясняет причины и следствия от действий. Далее ребенок уже может представлять, что может произойти, если он выполнит те или иные действия. Следующий этап – умение оперировать абстрактными понятиями, такими как пространство и время, а также малыш учится оперировать сложными отвлеченными понятиями.
Как быстро ребенок решает поставленную задачу – и есть скорость мышления. Скорость мышления можно развивать и повышать. Скорость мышления можно повысить регулярными тренировками. Но стоит не только уделять внимание развитию скорости мышления, но и эффективности.
Скорость и эффективность мышления можно легко развивать у детей, играя в игры. Перед началом игры попробуйте фиксировать время, какое нужно ребенку для выполнения поставленной задачи. Поиграйте несколько раз в игру, и вы заметите, что скорость у ребенка возрастет.
Игры для развития скорости мышления у детей
Сравнения
В эту игру играть довольно просто. Называете ребенку знакомые предметы или животные и просите его найти, что у них общего. Например, спросите у малыша, что общего у кошки и у собаки. Что общего у воды и компота. Что общего у молотка и топора. Что общего у стола и стула. Ребенок должен научиться легко находить схожие признаки.
Отгадай слово
В этой игре вам нужно загадать слова из окружающего мира. Загадывать можно все, что окружает вас и ребенка. Ребенку вы называете только первый слог, например, те-, ко-, ди-, ок-. А ребенок должен угадать и назвать слово, которое вы загадали. Для начала можно помогать ребенку и смотреть в сторону загаданного предмета. Немного позже, наоборот, смотреть на загаданный предмет строго запрещено. В эту игру можно играть как дома, так и на улице.
Кем будет, чем станет
Ваша задача называть предмет, а ребенок должен сказать, что будет с эти предметом через какое-то время. У многих детей игра может не сразу пойти, но с небольшими тренировками у вас все получится. Загадайте ребенку, кем станет гусеница (ответы могут быть у ребенка – куколка или бабочка), котенок станет (котом), цыпленок станет (курицей или петухом), семечко станет (цветком), яйцо станет … и т.д.
Сюжетные картинки
Скорость мышления помогают развивать сюжетные картинки. Есть разные наборы таких картинок от 3 штук и до 12. Задача ребенка — разложить эти картинки по порядку и составить небольшой рассказ о том, что изображено на картинках.
Небылицы
Рассказывайте ребенку истории и сказки, и в эти истории вплетайте «небылицы». Можно начинать со знакомых сказок ребенка и вплетать в них необычные события, которые явно не вписываются в сказку. Задача ребенка — остановить вас и пояснить, что в сказке все было не так.
Ребенку также стоит рассказывать небылицы. Например: «Сегодня утром иду я на работу, мимо меня проплыл кит, а затем подъехал мой автобус, на котором я езжу на работу. Села я в автобус, а в автобусе дед мороз, и так холодно стало, что начали распускаться цветы. Доезжаю я, выхожу из автобуса, подхожу к дереву, которое возле моего офиса растет, а на нем шоколадка выросла. Но она так высоко на ветке висит, что и пожарная лестница ее не достанет. Я подпрыгнула и достала тебе эту шоколадку».
Задача ребенка — понять и объяснить вам, почему так не бывает. Вместе вы сможете составить историю о том, как все было на самом деле.
Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию. Представленная ребёнком реальность воспринимается им наравне с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, на определённое время забывая о существовании других. Он видит вещи такими, какими их представляет. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках, когда, например, кошку ребёнок всегда рисует с четырьмя лапами, двумя глазами и двумя ушами, несмотря на то, что в реальной жизни это практически невозможно. То есть, ребёнок рисует как бы «схему» того, что он знает, но не того, что он видит. Аутистическое мышление (0 — 2-3 года) (от греч. autos — сам). Под аутистическим мышлением Пиаже понимал врождённый тип мышления, который абсолютно не социализирован и подчинён