Истоки бумажного мира
Вы когда-нибудь были на выставке детского творчества? Посетив одну из них, сразу окунаешься в атмосферу фантазии, красоты, теплоты. Каждая поделка — маленький шедевр, созданный руками ребенка. Казалось бы – такой простой материал — бумага, однако какие замечательные игрушки, поделки, картины из нее получаются.
Бумага – это древнейшее изобретение, которое придумали в Китае во II веке нашей эры. Китайцы долго держали в секрете способ ее производства. Постепенно технология изготовления бумаги становится известной во многих странах. В 19 веке француз механизировал отлив бумаги – он изобрел бумагоделательную машину. В наши дни производство бумаги стало крупной промышленной отраслью. Сегодня мы не представляем свою жизнь без бумаги – у каждого в доме находятся книги, журналы, газеты. Практически каждый день мы читаем, листаем, делаем записи и даже не представляем себе, что эта обычная, на первый взгляд, бумага является отличным материалом для развития и обучения детей.
Маленький исследователь
К первому дню своего рождения малыш начинает ходить, либо делает первые уверенные шаги и поле его деятельности заметно расширяется. Теперь ребенком движет жажда познания – ведь столько в доме существует мест, где он никогда не был. Кроха залезает в шкафы, достает из них все содержимое, находит мамин любимый журнал и «читает» его. Родители в ужасе твердят постоянное «нельзя», «не трогай». И эта реакция мамы, которая щепетильно следит за порядком в доме, вполне оправдана. Только мы не учли, что изучение мира ребенком происходит через личный опыт. Малыш познает окружающий его мир через тактильные ощущения: трогает, гладит, мнет, рвет, стучит и т.д. А порванные или порисованные журналы – попытка понять назначение этой вещи: рвется она или нет, а что будет, если провести по ней карандашом? Поэтому, если ваш ребенок порвал папину записную книгу с нужными адресами и телефонами, не сердитесь на малыша, остановитесь, осознайте одну вещь. Ребенок научился выполнять активные действия – он что-то порвал, скомкал, нарисовал, а значит, кроха перешел на новый этап в своем развитии. Гордитесь своим сыном, дочкой и их достижениями. Ведь исследования рождают целеустремленность, настойчивость, умение мыслить. Мы все стремимся к тому, чтобы наш ребенок вырос активным самостоятельным человеком. И если вы не хотите, чтобы кроха что-то испортил, старайтесь подальше убрать запрещенные вещи. Попробуйте направить инициативу малыша в нужное русло – в интересную игру. Ведь основной деятельностью ребенка до 3 лет является игра. Именно через игру кроха может усвоить массу практических знаний и навыков, которые помогут ему в жизни.
Развиваем пальчики
Часто молодая мама задается вопросом: с чего же начинать развивать своего ребенка? А ответ лежит совсем на поверхности – с развития пальчиков малыша. Пальчиками малыш берет предметы, кладет себе кусочки еды в ротик, пальчиками рисует, лепит и т.д. А для того, чтобы выполнять данные действия успешно, необходимо укреплять и развивать маленькие непослушные пальчики. Именно координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук – это мелкая моторика руки ребенка. Ученые уже давно выяснили, что слаженная работа пальчиков напрямую зависит от развития интеллекта крохи. То есть, чем сложнее действия, которые ребенок может выполнить пальчиками, тем выше уровень его развития. И чем раньше вы позаботитесь о развитии моторики ребенка, тем раньше он начнет говорить.
Заботливые родители, пытаясь развивать свое чадо, часто покупают ему дорогостоящие игрушки. И даже не подозревают о том, что один из материалов для развития мелкой моторики находится у них дома. Это бумага. Игры с бумагой не только развивают моторику, но и помогают ребенку освободиться от накопившегося раздражения, сбросить негативную энергию, развить творческий потенциал и практические навыки.
До года ребенок исследует предметы с помощью осязания, то есть на ощупь. В этот период дайте малышу в ручки бумагу «на растерзание». Конечно, его естественное действие – помять, порвать ее. Не беда. Мусора, конечно, будет много, но и пользы не меньше.
После года деятельность ребенка расширяется: он может производить множество действий. Но опять же – интерес это будет вызывать, если полезные занятия будут «обернуты» игрой. Во что можно поиграть?
- Сминайте бумагу — делайте мячики, катайте их полу, кормите, ходите в гости, магазин, возите на машине.
- Заворачивайте предметы в бумагу: это может быть посылка, которую принесет почтальон или подарок кукле на день рождения.
- Трогайте различную бумагу по ощущениям.
- Фантики от конфет используйте как одеяльце для куклы, скатерть на стол.
- Считаем фантики, сравниваем, заворачиваем «пирожки».
- Рвем кусочки и проталкиваем в коробочку кусочки.
- Делаем игрушки из бумаги.
- Режем ножницами бумагу .
- Скручиваем бумагу в рулончик.
- Протыкаем бумагу карандашом.
В здоровом теле здоровый дух
После года у ребенка повышается двигательная активность. Самостоятельные передвижения крохи дают ему возможность исследования всего окружающего. Ведь это так весело – вытаскивать мамины кастрюли со шкафа, стучать ложками, доставать одежду с полки, разбрасывать и «примерять» ее. А если на пути к исследованиям попался стул, так нужно обязательно на него вскарабкаться и посмотреть на мир «свысока». И так целый день. Постоянное движение доставляет немало хлопот родителям, ведь он может что-то испортить, куда-то влезть, больно удариться. Но принять меры безопасности гораздо проще, чем угомонить любопытную крошку. Да и надо ли? Хуже, когда ребенок спокойно сидит на одном месте, и интереса к открытиям у него совершенно нет. Малыш растет, развиваются его моторные навыки, он учится бегать, прыгать. Все это важно для здоровья. Вы думаете, что ваше любимое чадо просто носится по дому, задевая углы и другие предметы? А вот и нет. Двигаясь, ребенок не только развивается физически, интеллектуально, но и снижает нервное напряжение.
Бумагу можно использовать в подвижных играх:
- Прыгаем по листкам-островкам, словно лягушки.
- Выкладываем извилистые и прямые дорожки.
- Метание бумажных комочков в цель.
- Прятки игрушки – путь указываем стрелками, нарисованными на бумаге.
- Обматываем игрушку туалетной бумагой – «одеваем».
- Делаем дорожки из туалетной бумаги – разматываем из одной комнаты в другую, ходим по дорожкам, возим игрушки на машинках.
- Запускаем самолетики – чей дальше пролетит.
Страна аппликаций
Страна аппликаций – это волшебный мир, который не оставит равнодушным ни одного ребенка. И не удивительно, ведь малыш становится творцом своей собственной сказки, которая оживает на бумаге. Аппликация – это способ создания картины путем наложения и приклеивания одной фактуры на другую (в нашем случае бумаги). Начинать знакомство с аппликацией из бумаги можно уже в возрасте около 1.5 лет. Такая деятельность чрезвычайно полезна для развития ребенка. Занятие аппликацией развивает умственную деятельность – ребенок изучает цвета, форму, размер, закрепляет понятия выше – ниже, больше – меньше. Работа с бумагой развивает усидчивость у крохи, самостоятельность, аккуратность, умение доводить работу до конца, воображение. Да и в пользу развития моторики можно сказать немало.
Что же можно предложить начинающим творцам?
- Делаем обрывную аппликацию из кусочков бумаги.
- Делаем аппликацию «Коллаж». Здесь можно использовать практически любой материал, который находится дома: глянцевый журнал, макароны, крупы, кусочки ниток, фольгу, бусинки, вату, ткань.
- Аппликация из ценников.
- Сюжетная аппликация.
- Аппликация из листьев.
- Аппликация из семян.
- Аппликация из ниток.
- Аппликация из салфеток.
- Объемная аппликация.
- Аппликации из ладошек.
- Аппликация из геометрических фигур.
Играйте и развивайтесь!
Очень интересная статья!