Все дети любят читать сказки и рассматривать яркие картинки в книге. Однако в каждом возрасте нужен свой подход к чтению. Давайте рассмотрит, как и что нужно читать детям разного возраста.
Своего ребенка мы начали знакомить с книгой приблизительно в возрасте 6 месяцев. В этом возрасте ребенок не в состоянии выслушать вашу сказку, его внимания хватает всего на несколько минут. Покупать стоит книги с яркими цветными иллюстрациями. Обычно, на каждой странице одна картинка: зайка, уточка, грибок и т.д. В таких книгах, не более 4-6 страничек, и они могут сделаны быть из самых разных материалов: ткани, клеенки (с такими книжками можно даже купаться), дерева, картона, плотной ламинированной бумаги без острых углов, пенопласта, пластика и т.д. Самым маленьким читателям вы просто показываете яркие картинки и называете их. «Это курочка, ко-ко-ко. Это собачка, гав-гав». Кроме названий, рассказывайте крохе о том, какие действия происходят на картинке: мальчик бежит, кошка кушает молочко, девочка сидит на пеньке и т.д.
В период с года до двух, малыш начитает понимать то, что ему читают и этот процесс ему интересен. Сейчас ребенку легче воспринять рифмованные короткие стишки. Хорошим вариантом будут 4 -8 -12 строчные стихотворения про животных, природу, детей, а также недлинные сказки. Например, короткие стихи Агнии Барто: «Мишка», «Зайка», Сергея Михалкова: «Трезор» «Мой щенок», а также разнообразные «ладушки-потешки». Из сказок, это может быть «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Теперь нужно не только показывать картинки, но и придумать целый рассказ по картинке. «Смотри – это девочка Маша. Что она делает? Играет с мячиком. Мячик у нее красивый, синий. У Маши зеленое платье, красный бантик. А кто это бежит по дорожке? Собачка – гав-гав. Она тоже хочет играть с мячиком. Что она говорит? Маша, дай мне свой мячик. Дадим поиграть собачке? Да, Маша добрая девочка». И так далее. Вариантов не перечислить.
После 2-3х лет можно знакомить малышей с творчеством Чуковского, Маршака, Успенского, Сутеева и др. авторов. Читая с ребенком сказки, постарайтесь задавать ему побольше вопросов: что это, какого цвета, формы, что делает, зачем, почему? Однако не забывайте, что ведущая деятельность детей — это игра! Поэтому не стоит постоянно экзаменовать малыша. А чем в более интересной форме вы проведете «урок», тем больше вероятности того» что малышу он придется по душе и он вырастет любознательным.
Для познавательного развития и игры для малыша, вы можете поочередно закрывать картинки и задавать по ним разнообразные вопросы в соответствии с возрастом: «Кто здесь? Что он делает? А еще что рядом? Сколько?» Для самых маленьких можно закрыть сразу две картинки и предложить показать, где кто был, например: «Где тут была Киска?»
Возьмите простой карандаш и ластик. Внесите в картинку любое изменение (например, подрисуйте знакомый малышу предмет: мячик, миску, чашку). И при следующей демонстрации картинок спросите, что изменилось.
Учиться считать можно на любом материале, даже на таких простых картинках. Посчитайте вместе с малышом, сколько цыплят, цветочков, полосок у кошки…
Если вы хотите учить иностранный язык с пеленок, пользуйтесь любой возможностью. Рассматривая картинки, называйте малышу то, что он видит, на иностранном языке: кошка, курица, миска, цветок, солнце… Детская память очень восприимчива!
Даже по одной картинке можно многое рассказать малышу об окружающем мире. Например, кто такие зайцы, где они живут, что любят кушать, кого боятся, какая у них шерстка, как они прыгают… Не забывайте называть цвета, действия — словом, все, что придет в голову! Главное — захотеть поделиться с ребенком тем, что знаете сами. Предложите ребенку посмотреть на картинку, затем закройте ее и попросите вспомнить все, что он запомнил. Только не предупреждайте его о том, что будет такой вопрос. Подсчитайте, сколько объектов назвал малыш. Такие задания помогают развивать непроизвольную память и внимание. Снова предложите посмотреть на картинку, но теперь уже предупредите о том, что нужно будет вспомнить как можно больше объектов. Дайте на запоминание картинки около минуты. Оцените, насколько точно малышу удалось запомнить картинку. Если забытых объектов много, повторите задание.
Попросите ребенка придумать рассказ по картинке. Чем подробнее, тем лучше. Как зовут мальчика? Чем он занимается? Что любит? Пусть ребенок пофантазирует!