25.04.2024

Развитие речи ребенка в первый год жизни

мама читает ребенкуЗаниматься развитием речи ребенка нужно очень рано, буквально с первых недель после рождения. Прежде всего, разговаривайте с ребенком, ведь для того, чтобы он заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых. К концу 1 месяца жизни младенец уже реагирует  на общение  с ним:  перестает плакать, прислушивается к речи взрослого. Возможность двигаться очень важна для младенца, поэтому дайте ему свободу действий, не пеленайте его, пусть активно двигает ручками и ножками.

Малыш обязательно должен изучать свои ручки, смотреть, как они двигаются. К 4 месяцу малыш начинает улыбаться, гулит, смотрит на вас осознанно. Чаще обращайтесь к нему, улыбайтесь, ребенок формирует способность прислушиваться к звукам. К 6-7 месяцам ребенок учится произносить отдельные слоги: ма, па, ба, ле, гу.  Малыш уже начинает подражать взрослым, повторяя некоторые элементы слышимой от них речи. В этом возрасте он понимает некоторые выражения, произносимые родителями.

Что бы вы ни делали, чем бы ни занимались – домашней работой, походом в магазин – общайтесь с вашим карапузом. Показывайте предметы в доме, объясняйте, что вы делаете.  «Мы идем с тобой кушать – ням-ням». Берите на руки ребенка, ходите с ним по комнате, показывайте предметы и называйте их: «Это часики: тик-так, тик-так! Где часики?» Через какое-то время малыш будет смотреть в сторону часов. Ребенок прислушивается, взгляд его говорит о том, что он понимает название предмета, отыскивает его глазами. Говоря «дай ручки» потяните ребенка на себя. Через какое-то время он сам будет протягивать ручонки на эту фразу.

Вы одеваете, кормите ребенка — произносите действия и предметы: «Встань… Дай ручку… Наденем шапочку…Это мячик… Возьми мячик…» Все это повторяется неоднократно, изо дня в день. И понемногу малыш начинает понимать отдельные слова и короткие фразы, даже если вы и не заботились об этом специально. Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря. Когда вы разговариваете с ребенком, старайтесь менять интонацию, громкость речи. И не забывайте об улыбке и радости при общении с малышом.

В помощь вам придут также книжки: показывайте изображения животных, произнося звуки.  «Это собачка – ав-ав, это коровка — му».  К концу первого года у ребенка появляются первые осмысленные слова — мама, папа, баба, дай, ав, дядя и др. Он понимает несложные указания: помаши ручкой, где мама, может показать указанный предмет. Малыш уже знает свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, машины, нескольких животных, растений, умеет показывать части тела у себя и у животных-игрушек.

Разговаривайте с ребенком, когда кормите его, когда купаете,  когда он, бодрствуя, лежит в кроватке, пойте ему колыбельную песенку перед засыпанием. В помощь вам придут потешки.

Всем известно, что речевая деятельность напрямую связана с развитием мелкой моторики. Самым маленьким деткам массируйте пальчики, поглаживайте ладошки. Уже с 9 месяцев ребенок с удовольствием играет в «Ладушки». Используйте для игры различные пальчиковые игры — мама рассказывает стишок малышу и одновременно показывает действия на пальчиках.

Развивайте сенсорные ощущения ребенка. Малышу необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Поддерживайте это стремление, предлагайте ребенку игрушки, различные на ощупь (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д).

Развивая речь малыша, будьте терпеливыми и внимательными. Тогда лучшей наградой для вас станет заветное слово «мама»!