Все мы знаем о пользе физического развития и стараемся приучать своих детей к ежедневной утренней гимнастике. Мы тренируем различные мышцы, делаем их подвижными, сильными. Оказывается, что для развития речи ребенка необходима тоже гимнастика, только для языка. Ведь язык – это главный орган, отвечающий за речь человека.
Для правильного звукопроизношения наш язык тоже должен быть хорошо натренирован. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Превращайте каждое занятие в увлеченную игру с элементами сказки. Все упражнения делайте вместе с ребенком. Желательно, чтобы артикуляционную гимнастику ребенок выполнял возле зеркала, чтобы видеть свои действия. Сразу получается, конечно, не все. Но не огорчайтесь. Занимайтесь ежедневно по 5-7 минут, будьте терпеливыми и внимательными.
«Снежный ком»
Надуйте щечки, ротик плотно закрыт, подносим указательные пальчики к щечкам и аккуратно надавливаем пальчиками на щечки — при этом губки делаем трубочкой и выдыхаем воздух.
«Катаемся на санках с горки»
Язычок прогибаем вниз и делаем его немножко широким (похожим на санки), производим движение от верхних передних зубок к нижним передним и вперед — выезжаем за губки.
«Лепим снеговика»
Открываем ротик широко (как бы произнося букву А), потом ротик немножко закрывается (как бы произнося букву О) и «последний маленький комок» (как бы произнося букву У, только губки немножко напрягаем, чтобы они не вытягивались вперед в трубочку).
«Окошко»
Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
«Шарик»
Надуть щеки, сдуть щеки, как будто воздушный шарик.
«Вкусное варенье»
Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
«Кошка»
Облизать тарелочку, как это делает киска.
«Барабанщик»
Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
«Слоненок»
Вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.
«Перекатываем орешки»
С закрытым ртом набирайте воздух то в одну, то в другую щечку.
«Заборчик»
Улыбнитесь с напряжением, обнажив зубы.
«Чашка»
Высуньте язык, придайте ему форму чашечки.
«Сворачиваем блинчики»
Заверните язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижмите его верхними зубами.
«Чистим зубки»
Проведите язычком по верхним, потом по нижним зубкам, изображая чистку зубов.
«Часики»
Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит то, как они работают. Подвигайте языком вправо-влево, в уголки рта.
«Лошадка»
Поцокайте языком, пофыркайте, изображая лошадку (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
«Паровоз»
Погудите «у-у», губы трубочкой.
«Пароход»
Покажите ребенку, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».