Мышки
Мышки бегают по кругу (водим по ладошке ребенка)
Друг за другом, друг за другом.
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир.
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе держи кусочек, (загибаем пальцы по очереди)
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай!
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался!
И последний наконец!
Вот так котик — молодец!!!!
***
Банька
Кончики пальцев левой и правой рук смыкаются, ладони расходятся под углом – «выстроена банька».
Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося:
«Пусти в баньку!»
«Не протопил еще», – отвечает взрослый.
Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого:
«Пусти в баньку!»
«Мыльца нет».
Так поочередно каждый пальчик малыша «просится в баньку» – взрослый может ответить: «Водичка холодная» или «Веничка нет». Наконец взрослый зовет: «Ну, иди! »
Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдернуть его, до того, как взрослый, зажав палец ладонями, начнет его тереть, приговаривая «Пропуск».
***
Барашка купишь?
Взрослый заплетает пальцы руки один за другой: средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный.
Протягивает руку к малышу: « Барашка купишь?» Ребенок пытается схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: «Ой, пропал!» Если, напротив, замешкается взрослый и ребенок «поймает барашка», наступает его очередь заплетать пальцы и становиться продавцом.
Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный’ за средний). Тогда уже продают не барашка, а петушка.
При игре детей постарше происходит такой диалог:
– Барашка купишь?
— А сколько просишь?
– Сто.
– Много будет. Дам десять.
– Девяносто!
– Пятнадцать!
Торговля продолжается; наконец «покупатель» быстро произносит: «Беру!» – и пытается схватить барашка. «Продавец», чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами: «Так пропал! »
Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции.
***
Колечки
Усадив малыша на колени, взрослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении.
Чуть подросший малыш (в 1,5 – 2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.
***
Маша-хозяйка
Наша-то Маша
Сметлива была,
Всем в избе работу
Нынче задала: (Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху)
Плошечку собачка
Моет языком, (большой палец правой руки оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «плошке» – округленной левой ладони, «моет ее» (движения мизинца в сторону и обратно).
Мышка подбирает
Крошки под столом. (согнутые мизинец и указательный палец правой руки– «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой –«мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь)
Кошка под окошком (пальцы правой руки собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, изображающие мордочку, не прогнуты, а округлены).
Когтями скребет, (пальцы правой руки скребут ладонь левой).
Курочка в сережках
Вымела избушку,
Избушку метет.
Потрусила голичок.
Лег голичок
Под порог на бочок.
Правая ладонь «подметает» выпрямленную левую.
Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени. Сверху ее накрывает левая рука.
Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок – забытое название веника, а потрусить – значит вытрясти, встряхнуть.
При повторении игры руки меняются ролями.