Наконец-то наступил первый день рождения малыша. Кроха заметно подрос, сам сидит, стоит, неспешно передвигается по комнате сам или за ручку. Может взять двумя руками игрушку (мяч, куклу, тарелочку) и нести на небольшое расстояние. Хватает предметы, которые попались у него на пути и произвольно бросает их.
В этом возрасте ребенком движет жажда познания окружающего мира: он залезает во все шкафы и достает их содержимое, гремит маминой посудой, карабкается на стул, диван, высыпает содержимое баночек. Не спешите ругать малыша – его действия вполне оправданы – нужно все исследовать! Уберите подальше от крохи все бьющиеся или опасные предметы, чтобы он не смог потянуть скатерть со стола вместе с маминой любимой вазой. Научите ребенка подбирать крышки к кастрюлям, укачивать куклу, возить машинку или груз в ней, играйте с пирамидкой, кубиками, кормите мишку.
В этот период кроха все тянет в рот. Поэтому необходимо внимательно следить, чтобы мелкие предметы не были им проглочены или засунуты в ушко или носик.
К году ребенок говорит 5-6 слов, такие, как мама, папа, баба, дай, на, коко, ав и другие. Малыш внимательно слушает то, что ему говорят взрослые, многое понимает. По просьбе взрослого дает кубик, машинку, куклу.
Подражает звукам животных: цокает язычком, словно лошадка, морщит носик, словно ежик, делает «бррр» — едет машина.
Знает названия окружающих его предметов, показывает части тела у себя и у мамы, папы.
Первые попытки обобщения проявляются в этот период. «Лялей» малыш называет не только свою куклу, но и игрушку у соседской девочки или изображение на картинке.
При звучании веселой мелодии кроха оживляется и начинает притаптывать ножками или крутить ручками. Для развития музыкальности у ребенка ставьте ему слушать детские песенки или классическую музыку.
К году происходят изменения и в эмоциональной сфере. Когда плачет другой ребенок, малыш тоже начинает плакать из сочувствия к нему.
В этом возрасте ребенок проявляет интерес к бытовым делам родителей – может подавать белье или складывать его в стиральную машину, подражая взрослым, моет пол или вытирает что-либо.
Во время одевания или раздевания протягивает ручки или ножки, во время еды пытается есть сам ложкой, начинает пить из чашки.
Любит играть в коллективе, с удовольствием катит мяч маме и ждет, когда он прикатится назад.