Закончилось лето, наступила осень. А вместе с ней мы возобновили наши тематические занятия с сыном. Летом уделяли больше внимания подвижным играм: бегали, прыгали, просто гуляли.
Хочу поделиться с вами нашими идеями. Тематический день я планирую так, чтобы мы играли разносторонне: и пальчиковые игры, и про моторику не забываем, развиваем память, мышление, внимание и т.д. Вот наш день.
1. Вспоминаем, как летом были у бабушки. Говорим об огороде, что на нем растет, о саде. Обобщаем понятия овощи и фрукты.
2. Подвижные игры.
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).
А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Эта игра учит быстро переключать внимание. Называете фрукт – малыш идет на корточках, называете овощ – ходим на носочках и тянем руки к солнцу.
3. Пальчиковые игры.
Мы капусту рубим, рубим
(ручками показываем, как мы рубим капусту).
Мы морковку трём, трем
(ручками показываем как мы трем морковку).
Мы капусту солим, солим
(пальчики щепоткой — солим).
Мы капусту мнем, мнем (ручками «мнем» капусту).
4. Артикуляционная гимнастика.
Поиграйте с ребенком в сад. Скажите, что вы попали в яблоневый сад.
На носочки я встаю, яблочко я достаю.
С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой.
Поднимаемся на носочки, тянемся и рвем яблоки. Теперь ешьте их, кормите кукол, маму. После еды приводим себя в порядок, делаем такие упражнения: «Оближем верхнюю губку», «Почистим зубки» — рот открыт, кончиком языка провести по нижним зубам с внутренней стороны.
5. Игра «Что в мешочке?»
В мешочек складываем различные овощи и фрукты. Ребенок вынимает их и говорит, что это – овощ или фрукт, называет его цвет. Если есть объемные игрушки, можно отгадывать и на ощупь.
6. Игра «Суп и компот»
Возьмите две кастрюли. Скажите ребенку, что в одной мы будем варить суп, а в другой компот. Раскладываем овощи и фрукты в кастрюли. Потом мы брали ложку и все перемешивали. Варили все на игрушечной печке и угощали наших игрушек.
7. Игра «Формы»
Здесь нужно разложить картинки, ориентируясь, на какую геометрическую фигуру похож овощ или фрукт.
8. Игра «Что сначала, что потом»
Эту игру можно изготовить самим. Нарисуйте несколько карточек в порядке возрастания. Тему можно использовать любую. Например, как растет морковь на грядке (идею взяла у одной замечательной мамочки). Моему сыну нравится раскладывать яблоко по мере того, как его кушали (сначала оно было целым, потом откусили маленький кусочек и т.д.). Такие игры учат выкладывать сериационный ряд, развивают глазомер, зрительное восприятие и мышление.
9. Игры на кухне
На кухне можно тоже с пользой использовать время. Заранее вымойте все овощи и фрукты. Дайте их ребенку, предложите разложить фрукты от овощей. Просите малыша дать вам три яблока, один банан, самую большую картошку, самую маленькую. Порежьте на тарелку различные фрукты. Предложите ребенку с закрытыми глазами угадать, что это. Говорим с крохой о том, как храним овощи и фрукты – замораживаем, варим, сушим. Что из них готовим.
10. Развитие речи
- Когда вы рассматриваете овощи и фрукты (на картинке или свежие), обращайте внимание на признаки (задавайте вопрос «какой»). Опирайтесь на форму, цвет. Например, яблоко – круглое, красное, душистое, сладкое и т.д.
- Еще называем овощи – малютки. Помидор – помидорчик, огурец – огурчик.
- Договариваем:
Апельсин сладкий, а лук …
Яблоко твердое, а слива …
Капуста большая, а картошка …
Чеснок горький, а персик …
- Один – много:
Лимон – лимоны
Слива – сливы
11. Пазл «Яблоко»
13. Лепим овощи и фрукты из пластилина
14. Отгадываем загадки:
15. Игра «Что напутал художник?»
16. Что из чего выросло? Соедини линией.
17.Что за чем происходило?
18. Рассмотрите первый ряд предметов. Затем второй. Что изменилось?
19.На каких деревьях растут эти плоды?
20.Развиваем память. Расскажите о том, что мама собралась варить борщ. Она взяла продукты — показываем левую картинку. Закрываем ее, показываем правую. Спрашиваем малыша: что мама забыла?
21. Как рассадить кусты по-порядку, чтобы количество ягод на них увеличивалось?
22. Больше, меньше. Считаем сливы на одном и на другом дереве. Где слив больше, где меньше?
23. Разложи по корзинкам овощи.
24. Рассмотрите картинки и запомните овощи в тарелках. Закройте листом верхнюю часть страницы. Что лежало на каждой тарелке?
25. Найдите все яблочки, которые продает лисичка.
26. Дорисуйте фрукты по точкам, разукрасьте их.
Спасибо ,очень интересная статья.
Спасибо за интересные идеи! Все компактно, собрано. Удобно, что и логические картинки вы выкладываете здесь. Пойдем и мы так поиграем!
Марина, спасибо вам огромное за ваш труд и желание делиться своими находками с другими! Очень благодарю!
Я рада, что наши тематические занятия вам интересны и могут чем-то помочь. По возможности я буду стараться выкладывать и другие наши занятия. Читайте нас и дальше!
ОЙ, как приятно оказаться снова на вашем сайте, nattik.ru, в очередной раз хочется вам пожелать удачного развития и воплощения всех идей!
Очень приятно, что вы нас читаете и следите за нашими обновлениями!
Спасибо большое, как раз то, что нужно!