Сегодня мы посвятили свой день музыке. Прививать любовь ребенка к музыке мы пытались с самого его рождения: пели колыбельные, слушали музыку. Ведь все знают, что занятия музыкой в раннем возрасте способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, развитию речи, дарят положительные эмоции.
Итак, вот в такие игры мы играли:
«Слушаем звуки»
Походите по комнате с барабанной палочкой в руке. Постучите по разным предметам в доме, послушайте, какой они издают звук. Пусть малыш послушает, что мягкие предметы (ковер, диван) издают глухой звук, а твердые – звонкий.
«Угадай-ка»
Положите перед ребенком все музыкальные инструменты. У нас это были дудочка, барабан, металлофон, пианино, маракасы. Поиграйте на каждом. Предложите малышу отвернуться и отгадать, на каком инструменте вы играете?
«Мишки на прогулке»
Берем два мишки – большого и маленького. Говорим ребенку: «Смотри, вот большой мишка вышел на прогулку. Он идет медленно – топ-топ. А за ним бежит вприпрыжку маленький мишутка – топ-топ-топ». Играем на барабане разный ритмический рисунок. Теперь играйте то быстро, то медленно – малыш угадывает, кто идет. Сделайте карточки – широкие полоски и узкие. Ребенок должен выложить ритмический рисунок. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым.
«Прячем игрушку»
Ребенок выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поет взрослый: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё.
«Будь внимательным»
Ребенок танцует под музыку. В нашем случае под фортепиано. На слово «зайчик» малыш должен начать прыгать, как зайчик, на слово «лошадка» — изображать, как лошадь ударяет копытом об пол, на слово «рак» — пятиться, «птицы» — бегать, широко расставив руки, «аист» — стоять на одной ноге. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.
«Тихо-громко»
Расскажите ребенку о том, что мы попали в сказочный лес. Здесь живет большой великан. Чтобы его не разбудить, нужно ходить тихонько на носочках. И музыка тогда будет звучать тихая. А когда зазвучит веселая громкая музыка, можно побегать по лесу. Я играла на фортепиано, а малыш выполнял данные движения.
«Волшебный сад»
Ребенок сидит на корточках, закрыв голову руками и изображая цветок в закрытом бутоне. С первых звуков музыки цветок оживает. Он «распускается», качается, кружится на месте. В завершении пьесы «цветок» снова закрывается в бутон.
«Гости»
Найдите игрушки для некоторых нот. «До» — доктор, «ми»- мишка, «ля»- лягушка и т.п. Одна из игрушек нажимает свою клавишу — ребёнок угадывает: чей голосок, кто пришёл.
Игры на фортепиано:
- Слушаем высоту звука. Играем в разных регистрах – высокий (птички поют) и низкий (мишка ревет).
- Угадывает ноту. Пометьте две клавиши фломастером в разных регистрах. Нажмите на одну, пусть ребенок угадает, какая из них звучала. Постепенно добавляйте количество звуков, уменьшайте расстояние между регистрами.
- Комарик. Ребёнок не смотрит на клавиатуру. Мама тихо нажимает клавишу и поёт её на звук «з». Малыш должен найти эту клавишу — «прихлопнуть комара, пока не укусил». Мама продолжает тянуть звук, пока малыш не угадает клавишу.
- Нарушенный звукоряд. Сыграйте подряд три-четыре белых клавиши на глазах у ребенка. Предложите ему отвернуться и сыграйте еще раз тот же звукоряд, пропустив одну из нот и закончив на следующей по порядку. Пусть ребенок угадает, какую из нот вы заменили.
- Продолжи ритмический рисунок. Играйте мелодию, чередуя количество нажатий. Допустим, первую клавишу вы нажимаете один раз, следующую два раза, затем следующую снова один раз, затем два и так далее. Ребенок должен продолжить этот «рисунок» до конца всей клавиатуры не сбившись.
Музыкальное лото
Мы нарисовали на пяти линеечках нотный звукоряд. Отдельно сделали карточки с каждой нотой по отдельности. Получилось музыкальное лото. Задача ребенка – разложить все карточки на свои нотки-домики.
Игра «Что лишнее?»
Вот такие карточки я сделала сыну. Задание на логику. Нужно найти лишнюю нотку в каждом ряду.
Игра «Найди пару»
Перед ребенком лежат карточки с нотами, различные по длительности. Его задача – найти пары. Для начала можно пары обозначать одинаковым цветом, для усложнения задачи – все нарисовать одним цветом.
Игра «Продолжи рисунок»
Даем ребенку карточку с началом последовательности. Задача – продолжить последовательность. Здесь вариантов много: по цвету, по длительности, по количеству нот.
Игра «Учимся читать»
Разложите перед малышом карточки с отдельными нотами и карточки со словами этих нот. Подберите каждой ноте соответствующую ей карточку.
Аппликация «Цветная клавиатура»
Я нарисовала клавиатуру. Отдельно нарезала цветные полосочки из клейкой ленты. Ребенок клеил их на клавиатуру. Вот какая она у нас получилась.
«Прыжки»
Разложите слова с названием нот на небольшом расстоянии друг от друга. Пусть малыш попрыгает по ним. Можно использовать различные стишки, проговаривать названия нот.
Игры с пластилином
Скатайте небольшие шарики из пластилина. Дайте их малышу. Пусть ребенок прикрепит их на место ноток.
Из подручного материала
Нотный стан можно не только нарисовать, но и выложить из подручного материала. Мы, например, взяли фломастеры и выложили из них пять линеечек. А нотками у нас были маленькие мячики-прыгунчики. Я называла ребенку нотку, а он сажал мячик-нотку на свое место.
Спасибо за Ваш труд!!