23.04.2024

Наши первые шаги к математике

математика

Многие родители ошибочно считают, что математика – это такая наука, которую ребенок начнет изучать в школе. И почему-то ассоциируют ее со сложными формулами, теоремами. Не стоит так пугаться! На самом деле, азы математики можно давать ребенку с 2-3 лет, а то и раньше. Итак, с чего начнем?


Считаем

Начинать обучать малыша счету можно тогда, когда он знает части тела. Уже после года, показывая ребенку части тела, я говорила: «Это ручки у Тимы, одна, две. Это носик. Он один». Показываем и каждый раз считаем. Так мы выучили понятия один и два. Дальше мы выучили счет до десяти. Вначале ребенок не понимал принцип счета, а заучивал просто как веселый стишок. Гуляя на улице, мы просто пели веселую песенку «От одного до десяти».

Теперь считаем пальчики. Для этого мы использовали множество интересных пальчиковых игр. Еще нам очень нравилась презентация про пальчики «Мой милый малыш». Считайте все, что вам попадается: ступеньки, по которым вы поднимаетесь, стульчики, на которых сидите, количество тарелок, гостей, яблок и т.д. Играя в ролевые игры с ребенком, постоянно используйте счет – считаем тарелки у мишки, машинки в гараже, пуговицы на рубашке, бабочки на цветке.

Подключайте пальчики на ногах – учимся считать до двадцати. Для счета очень удобно использовать любой материал: палочки, камешки, кубики, пуговицы. Задавайте вопросы малышу: «Сколько яблок на дереве, сколько мишек едет в поезде?» Желательно давать ребенку и обратный счет. Для этого мы играли в игру «Полет ракеты». Брали ракету (любая игрушка может быть ею) и запускали в космос. При этом считали от десяти до нуля и подбрасывали нашу ракету вверх. Было очень весело и пользы немало.

Еще для обучения счету я придумывала различные игры. При изучении любой темы включаем игры на счет. Например, когда мы проходили с малышом тему «Дом», то учились соотносить цифру с количеством точек (подобрать крышу к каждому дому).

После двадцати уже не считаем предметы, а выясняем, какое число за каким следует. Считаем «двадцать один, двадцать два» и т.д. Даем понятия десятков – тридцать, сорок… Главный принцип: присчитываем единичку! И когда ребенок поймет этот принцип, тогда у него может получиться считать «хоть до скольких».

Моему сыну очень нравилось, гуляя на улице, рассматривать номера на домах. Он сам их находил, называл, правда, не всегда правильно, однако позже не так путался.

Чертим

Когда ребенок научился держать карандаш в руке, то тогда можно давать ему в руки линейку. Покажите, как прижимать ее к бумаге, чтобы она не съезжала.
Начертите при помощи карандаша и линейки прямую линию, расскажите ребенку, что это  отрезок. Можно еще чертить линейкой углы и называть их: прямой, тупой, острый. Делать это все хорошо в обычной тетради в клетку. Например, можно попросить провести отрезок, чтобы в нем было три клеточки. Здесь хорошо считать клетки, скажите малышу, что число клеточек – это длина этого отрезка.

Еще мой сын любил обводить геометрические фигуры по трафаретам. Мы называем все геометрические фигуры, смотрим количество углов в каждом.

Важно, что ребенок учится не только чертить различные фигуры, но и обязательно называть их. Тем самым пополняется его словарный запас и совершенствуется умение произносить всякие непростые слова.
Можно еще поучиться пользоваться циркулем. Это более сложный инструмент, он не очень-то послушен неопытным рукам. Поэтому хорошо бы «укротить» его перед школой: научиться чертить окружности, откладывать и измерять отрезки.

Сравниваем

Сравнивание – это еще одно важное умение. С самого раннего возраста, еще с первых книжек, мы давали такие понятия своему ребенку. Рассматривая картинки, мы не только называли персонажей и их действия, а и смотрели, где дорожка шире, где уже, где дом выше, где ниже. Вначале ничего не спрашивайте у ребенка, не экзаменуйте его, а просто сами рассказывайте. «Маша решила пойти в гости к своей бабушке. Перед ней две дорожки – широкая и узкая». Показываем.

Любой предмет в доме можно сравнить, рассмотреть с этой точки зрения. Сравниваем карандаши по длине, построили домик из кубиков – смотрим, какой выше или ниже. Еще мы любили играть в такую игру: спрашивайте ребенка – ты выше, чем стол (он подходит, меряет и отвечает), ты выше, чем папа?

Пасочки тоже могут помочь в изучении понятий внутри – снаружи. Вставьте одно ведерко в другое: которое внутри – меньше, а которое снаружи – больше. Еще сделайте круг из любых предметов (мы использовали железную дорогу), попрыгайте с ребенком – внутрь запрыгиваем и выпрыгиваем. Прыгая, называйте: «Внутри, снаружи».

Чего больше? Сравниваем количество предметов. И в этом случае начинать лучше не со счета. Достаем игрушечную посудку, можно и настоящую. Потом поставим чашечки на блюдечки: что без пары осталось, того и больше, а что «всё занято» – того меньше. И так – на самых разных предметах. Еще важно ребенку понять, что кроме «меньше» и «больше» бывает и «поровну». И для чашечек с блюдечками так же, и для бабочек. Играя в любые ролевые игры с малышом, спрашивайте, чего больше, чего меньше, всем ли хватит…

Чтобы ребенку было проще, можно проводить стрелочку от одного предмета к другому (если они на картинке). Провели стрелку (заодно и рисовать стрелки поучились) от чашечки к блюдечку – как будто бы поставили, от девочки к мальчику – как будто бы за руку взяли.

Вырежьте несколько одинаковы божьих коровок. На спинки у них нарисуйте различное количество точек. Теперь посравнивайте.

Так что не бойтесь вводить математику в жизнь малыша рано. Вместе с ней ребенок пополняет свой словарный запас. Главное, давайте все понятия, играя. И тогда у ребенка не будет никаких страхов к школьным годам перед этой «сложной наукой»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *