Очень часто многие мамочки жалуются, что у них нет свободного времени на занятия с ребенком, ведь домашние дела занимают большую часть дня. Ведь нужно и приготовить всей семье, и прибрать в доме. Однако, если умело к этому вопросу подойти, то можно малыша сделать не только своим помощником, но и развивать во время домашних дел. Как? Давайте разберемся.
1. Развиваем мелкую моторику
Для мелкой моторики ребенка существует множество игр. Например, когда мама на кухне – поле деятельности малыша безгранично. Решили сварить компот? Попросите кроху помыть ягоды или фрукты – вишни, ежевику, крыжовник и т.д. Случается, что ягоды могут рассыпаться по столу, поиграйте в уборочную машину, собирая их пальчиками.
Намного приятнее ребенку есть на завтрак не просто кашу, а «цветочную полянку» или «мордашку». После того, как мама насыпала кашку в тарелку, предложите малышу украсить ее изюмом или кусочками фруктов, создавая причудливую картину.
Когда семья собирается пить чай, разрешите ребенку насыпать в каждую чашку чайной ложечкой сахар. Конечно же, сахар насыпаем до того, как налит кипяток, чтобы малыш не обжегся.
С тестом можно тоже развивать моторику. Дайте комочек ребенку, пусть отщипывает от него кусочки. Еще можно предложить вдавливать в тесто изюм пальчиками – получатся булочки с изюмом. А готовое изделие разрешите малышу посыпать сахаром, набрав его немного в ладошку. Здесь учим равномерно распределять его.
На обед сегодня суп с лапшой? Тогда предложите крохе поломать спагетти на небольшие части. Для развития моторики хорошо чистить вареные яйца.
Дети всегда хотят быть взрослыми, как мама и папа. Разрешите ребенку резать салат пластиковым ножиком возле вас. Продукты для этого должны быть нетвердыми.
После обеда осталась гора грязной посуды? Ее тоже можно вымыть с малышом. Налейте ребенку теплую воду в тазик – пусть полощет чашки или моет игрушечную посудку после того, как покормил за обедом свои игрушки. Игра с водой приносит малышу массу удовольствия!
На кухне также всегда есть бытовая техника, которая привлекает малыша. Разрешите крохе нажать на кнопочку блендера, чтобы что-либо перемолоть. Или включая стиральную машину, показывайте, на какие кнопки следует нажимать. Таким образом, ребенок будет чувствовать себя нужным и его любопытство будет удовлетворено. Ведь кнопочки – это так привлекательно!
2. Занимаемся математикой
Во время приготовления печенья из теста используйте формочки из разных геометрических фигур. Называйте их. Смотрите, на какие предметы эти геометрические формы похожи. Например, круг похож на яблоко, мячик и т.д.
Во время совместного приготовления попросите ребенка принести 1 луковицу, 2 огурца.
Во время уборки считайте чашки, подушки, игрушки. Мы с сыном считали крючочки-вешалки в ванной, кухне. На них вешали полотенца, считали их. Где больше – в кухне или в ванной? После стирки ребенок может подавать вам все синие прищепки или только большие. После 4х лет усложняем задачу – не синие и не красные прищепки, не зеленые и не маленькие.
Понятие пары легко выучить, разбирая одежду после стирки. Предложите малышу подобрать пары к носочкам. Такое занятие очень нравилось моему ребенку. Еще можно подбирать наборы: майка-трусики, шортики-футболка. С одеждой легко закрепить понятия большой-маленький: «У тебя маленький носочек, а у папы большой».
Накрывая на стол, попросите ребенка разложить каждому вилку, тарелку. Всем ли хватает вилок? Сколько тарелок? Деткам постарше можно задавать вопросы посложнее. Например: если придет еще один человек в гости, сколько стаканов нужно поставить. Или чего больше – салфеток или ложек, на сколько?
Разбирая книги в доме, сравнивайте, у кого больше, у кого меньше книг. Разливая сок или воду в стакан, попросите ребенка налить одинаковое количество для себя и мамы.
После освоения элементарных понятий, приступаем к изучению расположения предметов в пространстве. Снизу — сверху, слева — справа, между, посередине. Во время уборки играйте в «отгадайку»: «Возьми то, что слева от тебя». Или иди 3 шага вперед, 1 влево.
3. Веселые домашние затеи
Развивающие занятия для детей бывают самые разнообразные. Что еще можно делать дома?
1. Мыть окна с помощью распылителя – наблюдаем за стекающими струйками, фантазируем – на что похоже.
2. На Пасху красим яйца с помощью природных красителей – лука, свеклы – делаем выводы, закрепляем цвета.
3. Логические игры. Из пакетов с покупками достать только съедобное, только белого цвета, только твердое и т.д. Или выложить на тарелку только фрукты.
4. Найти одинаковые кастрюли, достать две одинаковые по размеру луковицы.
5. Кроме всего, можно вводить буквы. «Дай мне со стола то, что начинается на букву А».
А как вы совмещаете домашние дела с развитием ребенка? Поделитесь своими идеями!
Спасибо за интересные и полезные материалы. Оказывается, очень просто и легко можно заниматься со своим чадом. Большое спасибо.