Для игры можно воспользоваться любой географической картой – может быть карта Мира, России, Европы и др. Для маленьких детей лучше всего брать карту полушарий, у которой нет множества надписей. На ней обозначены материки и океаны.
Такую карту можно прикрепить на стене и приступить вместе с ребенком к ее изучению. Начните сначала с материков, крупных участков суши, затем переходите к океанам, далее к крупным полуостровам и островам, рекам и так далее.
Когда вы показываете ребенку конкретный объект, то нужно его обводить по контуру, если это река, то вдоль. В магазинах можно купить заламинированную карту, она стоит немного дороже, однако на ней можно рисовать фломастером. На такой карте можно писать и приклеивать при помощи скотча картинки с изображением животных, природы и архитектурных сооружений.
Если у вас нет возможности повесить карту на стену, то не расстраивайтесь, с ней можно очень интересно играть и на полу. Если карта большая, то устройте из нее классики, пусть малыш попрыгает с одного материка на другой, а по экватору нужно ходить, как по канату (конечно, если карта прочная).
Увлекательной игрой может быть морское путешествие. Возьмите маленькие кораблики (нам попадались в киндер-сюрпризах) и отправьтесь в кругосветное путешествие. Бросайте кубик и ходите по клеточкам. На ламинированной карте можно даже нарисовать фломастером точки для путешествия. В процессе путешествия озвучивайте, куда вы плывете и в каком океане сейчас находитесь. Все это поможет ребенку запомнить материки и океаны. Обогатите путешествие картинками природы материков и животными, которые там обитают. Сделайте небольшую подборку картинок по каждому материку и океану, и когда вы доплываете к следующему материку, устраивайте презентацию животного и растительного мира.
Карта-пазл
Хорошо, если вы купите несколько карт, одна будет висеть у вас на стенке, а другую можно будет наклеить на плотный картон и разрезать на 6–12-24 частей. Пусть ребенок научится собирать целую карту. Интересно будет собирать карты разного масштаба. Например, на стене у вас висит большая карта, а на полу ребенок собирает точно такую же, только меньшего масштаба. Помогайте ребенку собирать карту и называйте части карты – «это Европа, а это Австралия».
Я знаю пять географических названий
Для игры вам понадобится карта, указка или карандаш. Мама берет указку, и говорит: «Я знаю пять географических названий» и называет (океаны, моря, города, реки и другие объекты). Задача ребенка показать все названные мамой объекты. Если ребенок справляется с заданием, он получает приз. Немного позже можно поменяться ролями, пусть ребенок говорит вам «Я знаю пять географических названий» и называет их вам, а вы должны их найти на карте. Игра учит ребенка ориентироваться на географической карте, знакомит его с материками, малыш в игровой форме запоминает множество географических объектов.
Угадайка
После того, как вы хорошо познакомите ребенка с картой, можно переходить к загадкам или угадайкам. Взрослый делает описание того или иного объекта в общих чертах, постепенно уточняя их. Например, так: «Этот материк находится в таком-то полушарии…, его омывает Тихий океан, там протекает река … и расположен город …». Задача ребенка угадать то, что вы загадали. Постепенно переходите от крупных материков, островов к мелким объектам, морям, рекам и городам.
Играйте и изучайте географию!