Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.
Первое знакомство с матрешкой
После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная.
Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.
Начиная с 1 года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите с середине вторую. Поставьте их рядом, сравните – какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5-7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.
Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные. Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.
Игры с матрешками:
• Детский сад. Расскажите ребенку, что матрешки ходят в детский сад. У них тоже есть старшая и младшая группы. Предложите ребенку разделить их (сделайте две отдельные коробки, например) – большие в старшую, маленькие – в младшую. Пусть матрешки в садике идут гулять, выстраиваясь по росту. Поиграйте с ними в прятки, спрятав меньшую матрешку в большую. Обратите внимание ребенка, что большая не может поместиться в меньшей. Во время обеда предложите ребенку разложить матрешкам подходящие по размеру тарелочки (кружочки из цветной бумаги или картона). Если малыш ошибается, переведите это в шутку: что-то наша малышка проголодалась – взяла себе самую большую тарелку! После обеда детки ложатся спать. Задача, как и с тарелочками, положить матрешек на кроватки (прямоугольники из бумаги), соответственно росту.
• После того, как ребенок научился открывать-закрывать матрешки, предложите ему составлять половинки. Если ребенок неправильно их собирает, посмейтесь вместе.
• Вкладывая матрешки друг в друга, придумайте игру, когда маленькая прячется от своих подружек.
• Чтобы ребенок научился выстраивать сериационный ряд (от большей к меньшей), предлагайте им вместе идти на прогулку, в магазин. Вначале попробуйте построить их сами, «случайно» перепутав одну из них.
• Сравнивайте матрешек не только друг с другом, но и с другими предметами: с карандашом, пирамидкой, куклой (кто выше, кто ниже).
• Возьмите несколько коробок разной высоты – это будут домики матрешек. После прогулки предложите ребенку отправить игрушки домой. Здесь есть о чем подумать, например, почему большая матрешка не помещается в маленький домик.
• Если у вас есть два набора матрешек, возьмите их, поиграйте, а потом случайно перепутайте – дети бегали. Когда приходит пора идти домой, предложите поставить матрешки парами одинаковыми по размеру – маленькая с маленькой и т.д.
• Просите во время игры дать вам самую большую матрешку, самую маленькую. Чуть позже усложняйте задания: дай мне матрешку, большую, чем эта или меньшую, чем эта.
• Придумайте имена игрушкам. Считайте, сколько их. Какой по порядку стоит Маша в очереди в магазин (первая, последняя)?
• Обведите основания матрешек. Скажите, что они поедут в кинотеатр, смотреть мультфильм. Предложите каждой найти свой стульчик.
• Положите внутрь матрешек небольшие кружочки или скатайте пластилиновые шарики. Когда матрешки придут домой, на каждом домике будет написана цифра – номер дома. Предложите ребенку открывать матрешку, считая кружочки и находить свой домик.
• Весело играть с матрешками в ролевые игры: дочки-матери, обыгрывая различные бытовые ситуации, вплетая психологические моменты (не хочет ложиться спать, кушать). Катайте матрешек на машине, кормите.
• Пусть каждая матрешка поговорит своим голосом: большая — низким, маленькая – тоненьким. Попробуйте угадать, кто пришел в гости, опираясь только на голос.
мне понравилось ваша игры с матрешками. ваша фантазия и творческий подход к воспитанию ребенка