Для того, чтобы помочь ребенку обрести чувство уверенности в себе и своих силах, существует ряд приемов-игр. Играть в них с малышом можно множество раз, причем каждый раз придумывая новый вариант. Данные игры помогут стеснительным детям раскрепоститься и почувствовать в себе новые возможности.
«День рождения»
В этой игре ребенок получает положительные эмоции, навыки общения со сверстниками, находится в центре внимания.
Предложите детям поиграть в именинника. По очереди им становится каждый из детей. Поставьте виновника торжества на стул. Пусть к нему приходят «гости» — каждый из детей по очереди подходит к имениннику, берет за руки и что-то желает. Помните, что физический контакт не менее важен – он помогает детям быстрее сблизиться. После этого гость дарит свой подарок (рисунок, бумажный самолетик или что-то, сделанное своими руками). Взрослый должен направлять ход игры, помогая детям и показывая своим примером.
«Как тебя зовут?»
Бывают случаи, когда ребенок не очень доволен своим именем. Такое проходит со временем. Однако есть игра, когда поможет вам преодолеть это. Расскажите ребенку о значении имен собственных. Узнайте, как зовут близких и друзей малыша, прочитайте с ним значение их имен. Постарайтесь сделать ваш рассказ ярким, образным, подчеркивая особенные качества крохи. Можно нарисовать рисунки к каждому имени. Например, придумайте сказку о герое, который носил такое же имя, как у ребенка, восхваляйте его положительные качества, чтобы у ребенка появилось чувство гордости за свое имя.
«Волшебная палочка»
Пусть каждый из игроков побывает в роли волшебника. Для волшебства нам нужна «волшебная палочка». Волшебник дотрагивается ею к каждому из детей и «превращает» игрока в любой образ. Тему можно выбрать следующую – цветы, птицы, животные, транспорт, сказочные герои и т.д. Важно, чтобы ребенку нравился новый образ. Если он недоволен – отмените превращение.
Иногда дети придумывают себе образ, который кажется негативным взрослому. Однако следует пойти малышу навстречу, рассмотрев героя с другой стороны: например, злой волк может быть в глазах ребенка сильным и смелым.
«Ниточка и иголочка»
Для этой игры нужно построиться паровозиком. Первыми необходимо поставить робких и стеснительных детей. Первый игрок – иголочка, остальные – ниточка. Важно не разорвать нитку (не отцепиться друг от друга), двигаясь по незатейливому маршруту.
«Инопланетяне»
Расскажите детям историю о том, как к нам прилетели пришельцы с другой планеты. Они хотят забрать нас с собой. Как? С помощью магнита, который притягивает детей. Чтобы спастись, необходимо выбрать спасателей – по 2 человека. Скажите детям, что стена стала магнитом инопланетян, притягивающей к себе. Только на спасателей эта сила притяжения не действует. Дети становятся у стены-магнита. На противоположной стороне – их спасатели. Согласно условиям игры, спасатели не должны говорить и сходить с места. Их задача – освободить детей с помощью мимики, жестов. Когда ребенок «чувствует», что он отрывается от магнита, он присоединяется к группе спасателей и помогает им освободить других.
Игра формирует чувство уверенности у ребенка. При этом важно, чтобы робкие дети играли и одну роль и другую.
«Вкусный пряничек»
В игре участвует от 4х и более человек. Один из игроков ложится на пол лицом вверх – он «пряничек». Остальные начинают его лепить. Если один из детей не соглашается быть в роли пряничка, не настаивайте. Со временем он увлечется игрой и сам предложит свою кандидатуру. Остальные игроки садятся на коленки вокруг пряничка. Взрослый следит за ходом игры, комментируя: «Чтобы испечь пряничек возьмем муку, добавим яйца, сахар, масло». Дети делают вид, что перемешивают ингредиенты, делая легкие массирующие движения по телу пряничка. Каждый может добавить что-то свое: шоколад, варенье, мед, орехи, изюм. При этом спрашиваем пряничка, нравится ли ему этот выбор или нет. Если ему не нравится, например, изюм, не добавляем его.
Взрослый поддерживает разговор: «Мешаем все хорошенько, какое получилось красивое тесто. Пора его раскатывать». Дети по очереди ложатся грудью на грудь пряничку и «раскатывают» его, спускаясь к ногам.
После начинается процесс лепки пряничка. Каждый из игроков ведет диалог с пряничком, узнавая, что ему вылепить. Уточняются малейшие детали, после отправляем пряничек в печку. Все дети ложатся перпендикулярно, лицом вниз на пряничек, плотно прижавшись друг к другу, образуя печку.
Обычно в конце такой игры наш пряничек находится в расслабленном состоянии и не хочет вставать. Разрешите малышу полежать, спросите о его состоянии и роли. Рекомендованный возраст – 6-7 лет.