Скоро лето – пора отдыха, отпусков. Многие родители стремятся вывезти своих детей если не на море, то хотя бы на природу. Добираться вы можете любым видом транспорта, все равно дорога неизбежна. В дороге малыш ограничен в движениях, поэтому для него очень тяжело высидеть даже 15-20 минут.
Чтобы путешествие для вас и для вашего крохи было интересным, а время прошло незаметно, предлагаем вам игры в дороге.
18 игр, в которые можно играть с ребенком в дороге:
1. Игра «Посмотри вокруг». Понаблюдайте вместе с ребенком за тем, что происходит за окошком: во что одеты деревья, какого цвета поля, какой дом близко, какой далеко. Рассматривайте облака на небе. Придумайте, на что они похожи (на мишку, по бокам ушки, даже мордочка, а теперь наш мишка превращается в бочку с медом). Задавайте вопросы ребенку: а ты знаешь, почему облака меняют форму, почему они белые. Такая игра рекомендована детям после 5 лет, т.к. у них более развито образное мышление, и устойчивое внимание. В этой игре, кроме образных мышления и воображения, развивается речь, умение правильно выразить свою мысль. Посмотрите, куда спряталось солнышко или какого цвета (марки) машина обогнала нас, как это получается, что мы выше облаков или какую песенку поют колеса поезда…
2.Пальчиковые игры – универсальные развлечения, которые не только отвлекут вашего ребенка, но и принесут пользу для развития моторики малыша. Кроме пальчиковых игр можно просто поиграть с пальчиками:
- Представьте, что на одной руке — пальчики-мальчики, на другой — девочки-белочки. «Большой мальчик здоровается с большой белочкой», «указательный мальчик — с указательной девочкой» и т.д. — поочередно соединяем пальчики. При этом можно познакомить (закрепить) название пальчиков Их можно посчитать, их можно прятать, зажав в кулачок, и находить.
- Пальчиками можно «походить» как люди (указательным и безымянным), постучать в барабан (зажав в кулачок), поскакать как лошадка (попеременно переставляя все пальчики, кроме большого).
- Можно показать улитку, зажав в кулачок все пальчики, кроме указательного и мизинца. «Улитка, улитка, покажи рога!»
- Можно пошевелить ушками зайчика, освободив указательный и безымянный пальцы из сжатого кулачка.
- Угадывайте, в каком кулачке у мамы или папы спрятан предмет. Потом поменяйтесь местами.
- А есть еще одна игра, в которую малыши, как правило, могут играть очень долго. Из ладошки взрослого нужно сделать крышу, под которую малыш подставит свой указательный пальчик. На слова «волки, зайцы, прячьте пальцы — цап!» Крыша домика защелкивается, кто не успел убрать пальчик, оказывается в ловушке.
- Чтоб играть было веселее, на подушечках пальцев можно нарисовать забавные рожицы — пусть пальчиковые человечки приходят друг к другу в гости, танцуют и поют песенки.
3. Самым маленьким подойдут различные потешки: «Ладушки», «Сорока-ворона» и др. Можно рассказать стишки А. Барто «Игрушки». В арсенале маленького путешественника может быть новая книга с четкими картинками и легким для восприятия текстом или занимательная книжка-игрушка, которую можно не только читать, но и манипулировать ею — нажимать кнопки, приклеивать липучки, вкладывать предметы в кармашки. Непременно нужно взять с собой и несколько игрушек-сюрпризов, которые помогут на некоторое время развлечь малыша.
4. Игра «Ищи игрушку» тоже пользуется большим успехом у малышей, особенно если игрушка со звуком. Например: вы прячете игрушку в салоне автомобиля, так чтобы ребенку не нужно было вставать, чтобы ее найти, но он обязательно мог повернуться и дотянуться. Начинаете так: А куда спрятался наш ежик? Эта игра формирует личностные качества — целеустремленность, терпение, ведь игрушку надо найти.
5. Закрепляем навыки. Дорога — уникальное время, которое можно с легкостью посвятить закреплению новых для малыша навыков или знаний. К примеру, недавно вы познакомились с геометрическими фигурами (круг, квадрат, ромб). Как же увлекательно по очереди искать и называть предметы соответственной формы! А если геометрические фигуры — давно пройденный материал, можно в эту же игру играть на время — кто быстрее увидит и назовет большее количество предметов круглой (квадратной, треугольной и т.д.) формы. Аналогичное развлечение займет ребенка, знакомого с цветами — отыскать предметы определенного цвета. Если ребенок не знаком еще с названием цветов, предложение может звучать так: «Найди что-нибудь такого же цвета (показываете и называете его), как этот».
6. Для самых маленьких будут актуальны игры с их телом. Можно крутить ручками-ножками, изображая машинки и паровозики (и издавать соответствующие звуки — вот и логопедическая тренировка). Можно положить малыша к себе на колени или сиденье и сделать массаж, называя при этом массажируемые части тела и придумывая к ним смешные рифмы или читая параллельно стихотворения.
7. Игра «Баня». Строим башню из кулачков в следующей последовательности: взрослый, ребенок. Под слова: баня, ба баня, выстроили баню! мы ставим друг на друга кулачки, надстраивая к верху нижний кулачок. Проговаривая вслух слова игры и совершая определенные движения, ребенок согласовывает речь и движение.
8. Игра «Мыши». Взрослый ставит руку ладонью вниз, на уровне груди, это — крыша. Затем указательный палец взрослого и ребенка упираются в крышу, все проговаривают слова: У меня под крышей собрались мыши. Папа, мама, мышку хвать — убежали под кровать! Всю нагрузку на себя берет слово «Хвать», которое произносится чуть громче, и отрывисто. Под слово хвать, взрослый сжимает ладонь в кулак, пытаясь поймать пальчик ребенка (мышку). Ребенок, в свою очередь, должен быстро среагировать и спрятать «мышку». Игра направлена на быстроту внимания, на быстроту реакции ребенка.
9. «Дарики-комарики». Эта универсальная игра для всего дошкольного возраста. Большой и указательный палец соединяются вместе, образуется клюв. Это будет комарик. Делаем движения, как будто летает комарик, под слова: «Дарики, дарики, летают комарики. Летели кружились(пауза), в носик вцепились: кусь!» Ребенок должен отреагировать и спрятать, закрыть носик руками. В паузу комарики не летают, т.е. руки взрослого как бы зависают в воздухе, потом вы называете ту часть тела, которую комарики хватят. И под слово «кусь» комарики кусают (руку, щеку, ухо, ногу, и.т.д.)
10. Игра «Я знаю». Например, я знаю 5 названий мультфильмов, или 3 привычки папы, или семь названий шоколада.
11. Игра «Что бывает?» — круглым, кислым, желтым, твердым и т.д.
12. «Слова». Игра для детей от 5 лет. Называем слова, которые начинаются на определенную букву, например, слова на букву «А». Или слова, каждое из которых является продолжением последующего его, например слово «Книга». Слово закачивается на букву «А», значит следующее слово начинается с буквы А, и. т.д.
13. Игра «Нос, пол, потолок». Ее цель — запутать ребенка. Называя нос, мы показываем на рот, и.т.д. А задача ребенка — показывать пальчиком правильно то, что мы называем. Это возможно при развитии устойчивого внимания, когда внимание концентрируется на слове.
14. «Съедобное - несъедобное». Данная игра предполагает бросание мяча, а условия движущегося транспорта не позволяют этого? Не беда! Меняем правила игры. Если вы называете съедобный предмет, ребенок, к примеру, должен облизать язычком губки и погладить себя по животику: «Вкуснотища!» Если же не съедобное — скривиться и руками «отодвинуть» от себя невидимый предмет. Также поиграйте в игру «Летает — не летает», когда малыш ручками (не словами!) реагирует на то или иное названное вами слово. «Можно — нельзя» — предложите ребенку либо хлопать и утвердительно кивать головой (если позволяют условия передвижения — подпрыгнуть), либо отворачиваться от вас и прятать лицо за ручками.
15. Рисуем. В дорогу удобно брать с собой магнитную доску. Это отличное развлечение для детей любого возраста. Совсем маленький карапуз с увлечением будет стирать нарисованные мамой картинки, малыш постарше сможет рисовать сам, а с подросшим ребенком на такой доске можно играть в «Крестики-нолики» или в «Слова». На «волшебной» доске можно рисовать забавные мордашки с разным выражением лица — пусть нарисованный человечек хмурит брови, показывает язык или свирепо скалит зубы. А малышу можно предложить не только угадать настроение этого человечка, но и самому мимически повторить его.
16. Игра «Маленький водитель». Возьмите с собой игрушечный руль для ребенка, пусть он копирует действия водителя. Вот и прекрасный повод познакомить ребенка с понятиями «право — лево», «поворот», «разворот». На стоянке можно показать малышу, как работают правый и левый повороты и для чего они нужны. А во время стоянки — закрепить полученные знания: «Каким поворотом замигала та красная машина? Куда она собирается повернуть? Нам нужно повернуть направо, какой поворот нам нужно включить? И что может произойти, если водитель ошибется?»
17. Можно играть с пазлами, возьмите с собой рамками вкладыши, раскраски, любимые игрушки ребенка. Отличные игры можно придумать, используя липучки. Самым маленьким детям предложите крепить их просто на страничку, маму, папу. А деткам постарше из кусочков самоклеящейся пленки можно сделать целый сюжетный конструктор. Основой для него будут заранее нарезанные фигурки — овалы туловища, кружочки голов или колес, разнообразные фигурные ушки, квадратики и прямоугольники. Из этих деталей на стенке купе можно выклеить целую картину или рассказать сказку, меняя позы у действующих лиц.
18. Творчество с самоклеющейся пленкой. Такая пленка отлично подойдет для создания новых интересных игрушек. Два маленьких кружочка — глазки и полосочка ротика, наклеенные на чайную или столовую ложку, плюс кусок бумажки вместо волос — вот и готова новая необыкновенная кукла! Ей можно сделать наряд из салфетки или носового платка, а из другой ложки получится прекрасный друг или подруга для нее. Кусочками самоклейки можно «оживить» и стакан, и упаковку от сока. Процесс изготовления такой игрушки очень увлекает малыша, а результат — восхищает.