Замечали ли вы, сколько раз в день мы говорим ребенку «нельзя, нет, не лезь, не ходи»? Мы считаем, что таким образом ограждаем ребенка от нежелательных последствий. Однако ребенок – это неугомонное, любопытное создание, которое нуждается в познании окружающего его мира.
Он каждую деталь хочет исследовать. И ничего, что он порисовал вашей любимой помадой или разобрал только что купленную машинку на мелкие детали. Ведь совершая подобные действия, малыш учится мыслить! А ваши постоянные «НЕТ» просто начнут пролетать у ребенка мимо ушей.
Ребенок наши запреты слышит совсем не так, как мы их произносим. И то, что мы зачастую имеем в виду, малыш совсем не так понимает. Нина и Заряна Некрасовы в своей книге «Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти» приводят таблицу высказываний. В ней они располагают эти высказывания по мере роста детей (от обращения к малышам и до обращения к подросткам). Я считаю этот материал весьма любопытным, на который следует обратить внимание каждому родителю. И может быть, изменив свое отношение к запретам, мы будем и сами счастливее и сделаем счастливыми своих детей!
Как можно запретить не запрещая.
Как не надо говорить | Что думает ребенок | Как сказать правильно |
Не прыгай на краю. Упадёшь! | Проверим! | Стой! Осторожно, край! Посмотри… |
Нельзя рисовать на обоях. | Буду! | Вот большой лист, рисуй здесь. |
Не дёргай кошку за хвост! | А за что можно? | Кошке больно, она тебя оцарапает. |
Не лезь в эту лужу! | Я не лезу, только попробую… | Лужа глубокая, обойди её с краю. |
Не шуми! | Буду! | Давай послушаем тишину. |
Ты опять не выучил уроков… | Ну и что? Па-а-адумаешь! | Через час я проверю, как ты выполнил домашнее задание по… |
Нет, я не разрешаю тебе идти в парк, нечего тебе там делать (ты ещё слишком мал, чтобы…). | Я большой! Но я же не маленький! | Одному в парке опасно… в парк пойдём вместе, в воскресенье… возьми меня с собой… |
Сколько раз тебе говорить! | Форма риторического вопроса не доходит до ребёнка, потому что он не считает это ни за вопрос, ни за указание. | Сделай то-то и то-то… (Конкретно скажите, что вы от ребёнка хотите.) |
Не трогай мороженое, пока не съешь кашу. | Вам что, мороженого жалко?! | Сегодня у нас на десерт мороженое! |
Сколько можно висеть на телефоне! | Сколько надо! А сама-то… | Извини, ты давно разговариваешь, а мне надо позвонить… |
Сними этот безобразный плакат. | А мне нравится! (Много ты понимаешь!) | Повесь, пожалуйста, что-нибудь другое, а то я боюсь такого реалистичного изображения огня (меня пугают такие монстры). |
Сколько можно сидеть за компьютером! | Он подумает, но не скажет: «Да сколько угодно». | Ты играешь почти час. Через 10 минут заканчиваешь, хорошо. |