Всем родителям знакома ситуация, когда заходишь в детскую комнату, а там караул: то ли взрыв произошел, то ли грабители побывали. И родители очень резко реагируют на беспорядок. Ставят детям условия, даже силой заставляют убирать игрушки. Часто у детей уборка игрушек ассоциируется с наказанием. Нам бы хотелось немного изменить ситуацию и дать пару советов, как вам научить ребенка собирать игрушки за собой.
Приучаем ребенка собирать игрушки
Уборку игрушек нужно проводить в игровой форме. Ведь наведение порядка для малыша не должно стать принудительной работой. Многие дети любят сортировать предметы. Предложите малышу все машинки собрать в одну коробку, животных — в другую, а конструкторы — в третью. Можно сортировать игрушки по цветам, на мягкие и твердые, крупные и мелкие. Главное, чтобы у игрушек было свое место, и ребенок знал, где что находится. Для каждого ребенка можно найти свой подход к сортировке.
Мотивируем ребенка собирать игрушки и делать уборку
1. Соревнования
Соревнования можно устраивать с родителями, но если у вас несколько детей, то это вообще отличный вариант. Между детьми устройте соревнование — кто быстрее соберет игрушки в коробку. Одному ребенку дайте задание собирать один вид игрушек, а другому иной. Соревнования можно устраивать на разные задания: «кто быстрее соберет игрушки», «кто красивее поставит игрушки», «кто лучше протрет пыль», «кто самый меткий», «кто самый аккуратный» и т.д.
2. Уборка-игра
Можно убирать игрушки и играть в разные игры. Например, баскетбол. Ребенок должен взять мягкую игрушку или мячик и попасть им в коробку. В баскетбол можно играть только с игрушками, которые не разбиваются и не ломаются от падения. Можно предложить игру «следопыт». Ребенку расскажите условия, что он должен найти определенную игрушку, но не просто найти, а и расставить все игрушки по своим местам. Определить место, где должна быть каждая игрушка. Покажите ребенку, что порядок облегчает поиски. И когда игрушки на своих местах, то можно легко найти любую.
3. Пропажа
Спрячьте от малыша одну игрушку в комнате. И спросите, не видел ли он зайку, мишку, котика. Игрушка может быть любая, лучше брать ту, которая нравится ребенку. Скажите, что вы ее не видели. «Посмотри, какой у нас беспорядок». Намекните, что игрушку будет легче найти, если все игрушки будут на своих местах. Сначала ребенок будет просто искать игрушку среди остальных. Но вы поддержите его, помогите начать собирать, и вы увидите, он подключится к процессу. Подскажите ребенку, где могла бы быть игрушка, которая пропала.
4. Творческая уборка
Проявляйте фантазию и творчество. Предложите ребенку необычный инструмент для уборки игрушек. Это могут быть и детские плоскогубцы и совок. Мой ребенок любит собирать игрушки снежколепом. У него снежколеп превращается то в крокодила, то в динозавра. Он захватывает игрушки снежколепом и складывает их в коробки.
И помните, чем интереснее и необычнее задания, тем интереснее ребенку, и тем больше желание выполнить поставленную задачу.
Предлагайте для начала убирать игрушки вместе, чтобы показать ребенку, как и куда все складывать. При этом озвучивайте свои действия. Превратите уборку в игру. Например, скажите ребенку, что игрушки должны найти свой домик, потому что пора спать.