Существует много методик о воспитании ребенка. У каждого из великих педагогов есть свое мнение, принципы воспитания. Мы прислушиваемся к некоторым, так как нам близки его методы воспитания. Хочу рассказать вам еще об одном индийском философе и педагоге – Ошо.
Статья не является эталоном воспитания, но мне кажется, что у него есть интересные мысли. В ней есть идея для размышления — правильно ли мы воспитываем своего ребенка?
Ошо — индийский философ, один из просветлённых восточных мастеров. Его настоящее имя — Ча́ндра Мо́хан Раджни́ш. Ошо родился в 1931 года в маленькой деревне Кучваде (центральная Индия) в семье торговца тканями. Первые семь лет его воспитывали бабушка с дедушкой. До девяти лет совсем не умел читать и писать, что однако не помешало ему поступить затем в университет и закончить его с красным дипломом, получив степень магистра философских наук.
Некоторое время Раджниш преподавал философию в Джабалпурском университете. Что это были за лекции! Студентам разрешалось спорить, сомневаться, если тебе становилось скучно, можно было просто встать и уйти. Декан университета удивлялся: — «Не могу поверить, что при таком столпотворении в аудитории царит полная тишина!»
— «Так и должно быть, потому что никто на них не давит, — пояснял Ошо. – Я им сразу сказал, что они могут уходить в любой момент, не спрашивая разрешения. Любой может просто встать и выйти. Любой может войти и сесть. Мне всё равно, сколько их тут. Мне нравится преподавать, и я буду это делать. И если студент хочет слушать, пусть слушает или катится на все четыре стороны. Но, честно говоря, мало кто уходит во время лекции».
Под именем Ошо вышло более 600 книг, которые публикуются сейчас на 55 языках мира. Книги, по сути, являются записями ответов на вопросы и бесед, которые он проводил с людьми на протяжении почти 25 лет.
Беременность, роды. Советы будущей матери.
● «Я беременна. Есть ли медитация или что-нибудь, что помогло бы ребенку и нам?»
«Избегай негативизма — это уничтожает разум ребенка. Оставайся самой счастливой и любящей. Формирующийся ребенок следует не только за твоим телом, он следует и за твоими мыслями, он в точности их копирует. Если тебя переполняют отрицательные эмоции, то негативизм начинает въедаться в ребенка с самого начала. Очень много времени и труда понадобится, чтобы побороть это. Если бы матери были более внимательны, то не было бы послеродового крика. Если бы матери были более внимательны, то психоанализ исчез бы как профессия. Мать играет важнейшую роль, потому что ребенок девять месяцев живет в материнском климате; он впитывает все ее мысли».
● «Радуйтесь больше, молитесь, танцуйте, пойте, слушайте хорошую музыку, а не популярную. Слушайте музыку классическую, она успокаивает и проникает глубоко в подсознательное, а ребенок ее сможет услышать только оттуда. Побольше сиди спокойно, наслаждайся природой. Будь с деревьями, птицами, животными, потому что они по-настоящему невинны. Они по-прежнему часть райского сада Эдемского, оттуда вышвырнули только Адама с Евой. Будь побольше на природе, отдыхай, дай ребенку развиваться в расслабленном теле, иначе с самого начала он начнет превращаться в неврастеника.
● «Как поступать, чтобы ребенок совсем не пострадал при родах?»
«Появление ребенка из утробы матери — сильнейший стресс его жизни. Даже смерть будет меньшим шоком, потому что она приходит без предупреждения. Возможно, смерть придет к нему, когда он будет без сознания. Однако выходя из утробы матери, он находится в полном сознании. Нарушен его девятимесячный долгий и сладкий сон — и перерезают нить, связывавшую его с матерью. В тот самый момент, когда вы обрезаете эту связующую нить, рождается испуганный индивидуум. Это неправильно, но так было всегда.
Ребенка нужно отнимать от матери медленнее, постепенно. Можно не допустить этого шока. Для этого можно применить научные методы. В комнате не должен гореть яркий свет, потому что ребенок находился в кромешной темноте все девять месяцев, его чувствительные глаза никогда не видели света. А во всех больницах много яркого света, и ребенок неожиданно видит его… Многие из-за этого потом будут страдать плохим зрением, им придется носить очки. Ни одному животному они не нужны. Вы когда-нибудь видели животное в очках, читающее газету? У них абсолютно здоровые глаза, до самой смерти. И только человек… с самого начала. Нет, ребенка нужно рожать в темноте или при очень приглушенном свете, например при свечах. Темнота была бы наилучшим способом, но если нужен свет, то свечи вполне бы подошли.»
«…Далее. Не кутайте его в простыни, не кладите на кровать. Девять месяцев он был голым, жил без одеял, простыней, подушек, кровати — нельзя так быстро менять обстановку. Ему нужен небольшой таз с тем же составом воды, что был у матери, а это как раз океанская вода: тот же процент соли, то же количество компонентов, точно такое же. Создайте ребенку условия, похожие на утробу матери».
Об образовании
● «Вся система образования должна быть центрирована на игривости, на любви, на свободе, на осознанности, на огромнейшем уважении ко всему живому. Вот мое видение».
«Совершенно случайно меня не тревожили целых семь лет, никто не приставал ко мне, не готовил меня к миру бизнеса, политики, дипломатии. Мои близкие были заинтересованы сохранить во мне мою собственную природу, особенно бабушка. Она является причиной того — а какие-то мелочи влияют на все жизненные установки, — что я всегда с уважением относился к женщинам. Она была простой необразованной женщиной, но чрезвычайно чувствительной. Она четко сказала дедушке и его слуге: «Наша жизнь нас никуда не привела. Мы по-прежнему пусты, а смерть уже рядом. Давайте не будем давить или принуждать ребенка. Мы только сделаем его таким, как мы. Пусть уж лучше остается самим собой».
«Жизнь состоит из семилетних циклов. К седьмому году жизни ребенок уже достаточно окрепнет, с ним уже ничего не поделаешь. Он уже сам знает, что ему делать и куда идти. Он может уже и возразить. Он уже в состоянии отличить ложь от правды. В семилетнем возрасте его ясное видение приобретает максимальную силу. Если не мешать ему эти семь лет, то в этом возрасте он имеет такое четкое представление о жизни, что проживет ее без тени раскаяния».
О детях
● «Ребенку нужна уединенность, потому что все прекрасное растет в уединении. Ты спрашиваешь меня «Почему родители так жестоки к своим детям?» Они не могут ничего сделать с этим, потому что у них есть идеи, амбиции, желания — но они не выполнены. Они хотят исполнить их, они хотят продолжать жить через детей. Естественно они подрезают, они ломают, они деформируют, они навязывают образцы своим детям. И дети разрушаются.
Любовь всегда уважительна. Любовь это глубокое уважение. Вы уважаете, потому что если Бог хочет исполнить свое желание через ребенка, то пусть будет так. Вы не вмешиваетесь, вы не становитесь на пути. Вы не говорите, «Это не правильно. Я лучше знаю жизнь, я прожил жизнь — а ты ничего не понимаешь в жизни, у тебя нет опыта. Я знаю, что значат деньги. Поэзия не даст тебе денег. Лучше стань политиком, или, по крайней мере, инженером или врачом». А ребенок хочет стать дровосеком или ребенок хочет стать сапожником или ребенок просто хочет стать бродягой и он хочет наслаждаться жизнью… отдыхать под деревьями, на морском берегу, бродить по миру.
● «Всегда помните: дети не взрослые, вы не должны ожидать взрослых поступков от детей. Они дети! У них совершенно иное видение, другая перспектива. Не нужно насильственно подходить к ним со взрослой меркой. Позвольте им быть детьми, потому что они никогда не будут ими снова; а когда это потеряно, каждый чувствует ностальгию по детству, каждый чувствует, что те дни были днями рая. Не мешайте им. Иногда вам сложно принять видение детей — потому что вы сами потеряли его!
Ребенок пытается залезть на дерево — что вы будете делать? Вы немедленно испугаетесь — он может упасть, он может сломать ногу, или что-то еще может случиться. И из-за своего страха вы торопитесь остановить ребенка. Если бы вы знали, какая это радость влезть на дерево, вы бы помогли ребенку научиться лазить по деревьям. Вы бы повели его в школу, где учат лазить по деревьям. Вы бы не останавливали его. Ваш страх хорош — он показывает вашу любовь, вашу тревогу, ведь ребенок может упасть, но остановить ребенка, не дать ребенку лазить по деревьям — это значит остановить его рост.
Ребенок хочет выйти под дождь и бегать под дождем по улицам, а вы боитесь, что он простудится или схватит воспаление легких или еще что-нибудь — и ваш страх правильный! Так делайте что-нибудь, чтобы он был более устойчив к простудам. Ведите его к врачу; спросите у врача, какие витамины давать ему, чтобы он мог бегать под дождем и наслаждаться и танцевать, и не было бы страха, что он заболеет воспалением легких. Но не останавливайте его. Танцевать на улице когда идет дождь — это такая радость! Упустить это, значит упустить нечто очень ценное.
Ребенок прыгает, танцует, кричит и визжит, а вы читаете газеты, свои глупые газеты. И вы знаете, что там — всегда одно и тоже. Но вы чувствуете, что вам мешают. В этой газете нет ничего, но вы чувствуете, что вам мешают. Вы останавливаете ребенка: «Не кричи! Не мешай папе!» Папа делает нечто великое — читает газету! И вы останавливаете эту бегущую энергию, этот поток — вы останавливаете этот пыл, вы останавливаете жизнь. Вы насильственны. Я не говорю, что ребенку всегда можно позволять мешать вам. Но из сотни раз, девяносто раз вам на самом деле не мешают. И если вы не будете мешать ему эти девяносто раз, ребенок поймет. Ребенок понимает вас — если вы понимаете ребенка, — дети очень, очень отзывчивы. Если ребенок видит, что ему никогда не ставят препятствий, но однажды вы говорите ему «Я занят, пожалуйста …»ребенок поймет, что это говорит не родитель, который постоянно ищет предлог накричать на него — это говорит родитель, который позволяет все. У детей другое видение».
О творчестве
«Каждый миг жизни должен быть наполнен драгоценным творчеством. Не важно, что вы творите — пусть даже это будет дворец из песка на морском берегу, — но, что бы вы ни делали, все должно базироваться на вашей непоседливости и радости».
● «Мои дети стали неуправляемы. Что делать?»
«Предоставьте их самим себе! Просто расслабьтесь. Когда они увидят, что вы полностью расслаблены и не переживаете о том, что они делают, они сразу остынут и осознают свои поступки. Лучший способ контролировать детей… Они будут хорошо себя вести, если вы впустите в жизнь немного хаоса. Прыгайте, танцуйте и пойте, и они подумают: «Что случилось с мамой? Она что, с ума сошла? Если узнают соседи, что они подумают?» Они начнут контролировать вас и пытаться вас утихомирить!
Лучше всего контролировать их так — делайте то, что вам хочется и разрешайте им то, что им хочется. И вы будете удивлены. Часто случается так, что даже маленькие дети, видя, что никто не контролирует их и что даже им самим нужно контролировать маму, начинают успокаиваться и хорошо себя вести. Они начинают играть роль родителей. Пусть они придут ко мне и скажут. «Маму становится очень трудно контролировать». Не беспокойтесь!
«Нам, прежде всего, нужно помочь детям быть живыми, естественными, любящими, а жизнь дальше обо всем позаботится. Я не имею в виду, что им нужно отдыхать, а не бороться. А в образовании помогайте им стать более творческими; пусть будут инициативными. И не навязывайте свои критерии. Когда ребенок рисует, не нужно вставлять свои взрослые замечания: мол, это совсем не Пикассо. Уже достаточно того, что ребенок рисуя, был полностью поглощен процессом. Рисовать — это так здорово! Объективные оценки здесь ни к чему — это может быть какая-то мазня, просто разлиты краски, все перемешано… Но так и должно быть, потому что ребенок есть ребенок, и он по-другому видит мир.
«Итак, вопрос не в том, чтобы давать оценку рисунку. Оценивать вообще ничего не следует. Ребенку нет нужды знать, хорошо это или плохо. Если ребенок поглощен процессом рисования, то этого уже достаточно. Он в глубокой медитации, он полностью слился с действием… он растворился в нем! Рисунок хорош, потому что художник растворился в нем. Помогите ребенку полностью раствориться, и в дальнейшем, рисуя, он всегда будет поглощен. Если вы заставляете его рисовать, то он не сможет погрузиться в медитацию. Итак, что бы дети ни делали, разрешайте им, просто помогайте им. Есть много способов помочь. Можно подсказать, как смешивать краски, закрепить полотно, пользоваться кистью. Будьте помощником, а не руководителем.
«…Долой амбиции и сравнения! Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, говоря: «Смотри, а этот лучше нарисовал!» Это уродливо, агрессивно, разрушительно. Вы губите обоих детей. Тот, которого вы хвалите, станет эгоистом, почувствует превосходство, а тот, которого вы раскритиковали, почувствует себя униженным. Превосходство и унижение — болезнь, поэтому никогда не сравнивайте! Вам и другим учителям будет нелегко, потому что мы так привыкли сравнивать. Никогда не сравнивайте. Каждый ребенок достоин уважения за свою индивидуальность. Каждый ребенок достоин уважения за свою уникальность.
Появилось сомнение в правильности того как я веду с дочерью… Спасибо большое