20.04.2024

Как изменяется память ребенка по мере его взросления

ребенок с глобусом

Дошкольный период – самое благоприятное время для развития памяти ребенка. Именно в этот период малыш с легкостью запоминает самую разнообразную информацию. На протяжении всего дошкольного возраста память усовершенствуется и изменяется. Вместе с развитием ребенка, память развивается очень интенсивно, поэтому малышам так свойственно задавать массу вопросов и воспринимать большое количество информации.

Наша память начинает развиваться сразу после рождения. Новорожденный малыш узнает людей по запаху с самого первого дня своей жизни, а по голосу – в первые несколько дней. К концу первой недели жизни младенца можно заметить, что ребенок уже умеет отличать по внешнему виду тех, кто за ним ухаживает. Это означает, что даже в первые дни своей жизни малыш может удерживать в памяти какую-то информацию.

Вашему ребенку исполнился год? Что же он теперь может запоминать? В любимой книге малыш легко находит картинку, которую уже видел раньше, может назвать знакомые предметы, которые его окружают, и даже помнить, для чего нужны некоторые из них – ложка, чтобы есть, кроватка, чтобы спать и т.д. Его словарный запас еще невелик, но пополняется с каждым днем.

В два года ребенок активное исследование окружающего мира. Слова соединяются в короткие предложения. Именно в этом возрасте малыш начинает все больше и больше подражать взрослым, копируя их действия. При этом детская память довольно легко сохраняет последовательность действий. А еще ребенок учится выполнять указания, что дают взрослые.

В три года детская память еще непроизвольная. Малыш не может поставить перед собой специальное задание запомнить или вспомнить что-то. Он еще не владеет специальными способами запоминания. Зато в его памяти легко сохраняются то, что ему интересно, ярко. Это могут быть какие-либо события, действия или образы. Словесный материал (стихи, сказки, отдельные слова) запоминаются в том случае, если они нашли эмоциональный отклик в душе ребенка.

В четыре-пять лет ребенок впервые начинает рассказывать о своем прошлом. Он может это делать потому, что он действительно помнит события своего прошлого, которое происходило недавно. Теперь малыш может сравнить предметы, которые даже не находятся у него перед глазами. Скорость развития памяти в это время значительно выше скорости развития других интеллектуальных функций. Поэтому вы можете заметить, как легко ребенок запоминает стихи. Но и в этот период запоминание еще непроизвольное.

После четырех лет начинает формироваться произвольная память. Это совсем не означает, что как только ребенку исполнилось четыре года, его память сразу стала произвольной. Все происходит постепенно. В этом возрасте для детей очень важна игра, в процессе которой и происходит развитие памяти. В это время обычно начинается подготовка к школе и это позитивно влияет на развитие произвольности памяти.

В шесть-семь лет развивается произвольное внимание, малыш уже может самостоятельно поставить себе задание что-то вспомнить или запомнить. Это желание нужно всячески поощрять, обучать ребенка запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации. Уже скоро ребенок пойдет в школу, и все навыки, которые вам удалось привить ребенку в дошкольном возрасте, станут базой для его школьных достижений.

Имейте в виду, что приемы запоминания и вспоминания ребенок не придумывает вам, ему нужна грамотная помощь взрослого. Объем детской памяти во многом будет зависеть от того, насколько у ребенка развито внимание, воображение, речи и мышление. Поэтому необходимо всестороннее развитие ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *