Игрушки для ребенка играют немаловажную роль в жизни малыша. Еще в древние времена игрушки помогали маленькому человечку адаптироваться к жизни взрослых, развивала в нем качества, необходимые для дальнейшего существования. Они позволяют ребенку выразить свои чувства, учат общаться. С помощью них малыш вырабатывает необходимые ему навыки, упражняет мышцы, развивает внимание, настойчивость, творчество. Игры для ребенка — такая же необходимая вещь, как для взрослого предметы повседневной жизни: ручки, карандаши, компьютер, записная книжка, телефон и т. д. Они нужны для воспитания ребенка, развития его мыслительных способностей, двигательных навыков.
Какие же игрушки нужны детям разных возрастов?
К выбору игрушек нужно подходить ответственно. Они должны давать представление ребенку об окружающем мире, и в тоже время развивать малыша.
До трех месяцем ребенку необходимы игрушки, подвешенные над кроваткой, чтобы он мог следить за их движением глазами. Это всевозможные «мобиле». Уже в 4-5 месяцев ребенок учится захватывать игрушки, поэтому они должны висеть пониже. Игрушки в этом возрасте должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные цвета и геометрические формы. К 6 месяцам ребенок может удерживать в руке предмет, поэтому малышу нужны прорезыватели для зубов, различные резиновые игрушки, погремушки.В 8- 9 месяцев понадобятся «развивающие коврики», на которых изображены полуобъемные игрушки. При надавливании на них издаются различные звуки: корова мычит, лягушонок квакает, паровозик — гудит. Эти необычные эффекты надолго привлекают внимание малыша, побуждают его вновь и вновь повторять действия за взрослыми, подражать голосам животных. Также подойдут: мягки кубики, музыкальные игрушки, игрушки для игры в ванной.
Родители должны помнить о том, что игрушки должны быть безопасными для ребенка, не содержать мелких деталей (чтобы не проглотить) и не иметь острых краев.
На втором году ребенок превращается в маленького исследователя. Ему нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия, открывать и закрывать крышки или дверцы. Поэтому ему нужны следующие игрушки: пирамидки, строительные кубики, матрешки, игрушки-каталки, логические кубы (игрушки с прорезями соответствующих форм), заводные игрушки (клюющая курочка), пасочки разных размеров. В этом возрасте нужны развивающие игрушки. С помощью них дети учатся различать цвета, величину, форму предметов. Это доски Сегена, рамки-вкладыши Монтессори, логический куб, пазлы, мозаика, лото, шнурок и бусины для нанизывания, конструкторы, шнуровки, «коробки форм».
Для развития познавательной деятельности нужны игрушки, предполагающие самостоятельный поиск и открытие: коробочки с секретом, музыкальные центры, клавишные игрушки.
Для речевого развития подойдут книги с изображением людей и животных, сюжетные картинки с изображением действий, звукозапись сказок.
Для предметно-процессуальной игры нужны различные куклы, машинки, самолетики, кукольные коляски, телефон, расческа, фигурки людей и животных. Играть с куклой дети начинают постепенно, обучаясь у папы или мамы — партнеров по игре. Последние придумывают новые сюжеты для этих игр — знакомство с куклой, кукла обедает, кукла ждет гостей и т.п. В этих играх решаются такие важные задачи, как ознакомление ребенка с предметами, их свойствами, назначением, развитие речи. В конце второго года у ребенка появляются последовательные действия (наливает воду и дает кукле пить).
В этом возрасте приобретите карандаши, фломастеры, пальчиковые краски. Это разовьет творческую фантазию вашего малыша.
Для физического развития понадобятся мячи, обручи, спортивное оборудование (шведская стенка).
Ваш малыш подрастает. После 2х лет ребенка перестает интересовать элементарное подражание. Теперь он «примеряет» различные роли: мамы, папы, воспитателя, врача. Пора купить ребенку игрушки для ролевых игр (кукольную посудку, мебель). Чаще всего малыш разыгрывает привычные бытовые ситуации. Как мальчикам, так и девочкам нужны куклы, большие пушистые животные, ведь теперь они их не тянут в рот, да и засыпать с ними очень хорошо.
Игра — единственный вид деятельности, в которой ребенок может проявить инициативу и самостоятельность. Поэтому проявление активности ребенка в игре должны всячески поддерживать родители. В квартире обязательно должно выделить ребенку место для игр, для хранения игрушек. Научите малыша собирать игрушки после игры – это приучит его к аккуратности.
Марина Гранович