Если ребенок рвет все, что попадается ему под руки, в том числе и книги, разрисовывает их, то реакция родителей в таком случае отнюдь не положительная. Мама с папой находят любые способы отучить малыша от вредной привычки. Однако психологи оценивают такое поведение, как один из этапов взросления.
Зачем ребенок это делает?
Процесс разрывания бумаги у ребенка может начаться с 6 месяцев. Это попытка узнать свойства бумаги: какая она на вкус, рвется легко или нет, издает ли звук при этом и т.д. Ребенку важно это узнать для развития слуха, осязания, вкуса, зрения. Происходит первое открытие – возможность создавать собственный шедевр. В этом же возрасте малыш может «рисовать» в книге. Творческий шедевр позволяет крохе сравнить его с тем, что изображено на рисунке. Именно от осознания своих возможностей в раннем возрасте зависит творчество ребенка в дальнейшем.
Уже после года (примерно в 1,5 года) кроха начинает понимать, что может изменять мир. Происходит развитие логического мышления – разрывая бумагу, ребенок учится делить целое на части. Так развивается интеллект.
Иногда ребенок зачеркивает лица персонажей либо зарисовывает героя. Этот знак говорит о том, что данный герой не вызывает симпатии у малыша. Это подготовительный этап к тому, что кроха научится сочинять свою сказку или изменять уже знакомую ему.
Ограничительные рамки
• Развитие развитием, но рамки дозволенного все-таки должны быть. Объясните ребенку, что книге может быть больно, поэтому ее нельзя рвать и разрисовывать.
• Делайте акцент на важности и внешнем виде книги. Повторяйте: «Смотри, какая красивая книга».
• Предлагайте крохе заменители – раскраски или чистые листы бумаги.
• Сложите бумагу, которую можно рисовать в доступном для ребенка месте.
• Некоторые психологи советуют разрешить книгу для «творчества» ребенку, если он упорно ее требует. Они считают, что она действительно важна для крохи. Однако, если малыш повторяет подобные действия и с другими книгами, то это скорее манипуляция родителями.
• Покажите малышу, как ухаживать за «больной» книжечкой – вместе склейте разорванные странички.