19.04.2024

Чем заниматься с ребенком в течение дня от 1 года до 3 лет

мама с ребенком читает книгу

Часто мам беспокоит вопрос – чем нужно заниматься с ребенком в течение дня? В какие игры нужно играть? Что делать для его развития? И как все это совместить с домашними делами? Оказывается, все гораздо проще, чем кажется на самом деле.

Для развития вашего малыша нужно, чтобы мама проводила с ним пять вещей в день. Об этом мы поговорим ниже.

1. Книжка
Из своего личного опыта знаю, что одной из любимых «игрушек» для детей являются книги. В течение дня нужно читать с малышом книги. Благодаря чтению книг у ребенка пополняется словарный запас, обогащаются его представления об окружающем мире. Не обязательно читать много книг в день, пусть это будет всего один рассказ, одна сказка. И, не старайтесь дочитать сказку до конца — читайте, пока у ребенка сохраняется интерес. Даже если вы почитали всего пять минут — это уже очень много. Пусть недолго, но главное, чтобы ребенку было интересно. Главное, чтобы после минут, проведенных за книгой, у малыша остались приятные воспоминания. Тогда и завтра ребенку захочется еще почитать. Вообще, все, что вы делаете с ребенком должно ассоциироваться у него с радостью, тогда и детство будет действительно сладким.

Если ребенок еще мал для того, чтобы слушать прочитанное, рассказывайте ему по картинкам. Не думайте, что здесь нечего рассказать. Сочиняйте новые истории, говорите от имени животных или других персонажей.

Сказки могут пригодиться вам в моменты, когда малыш капризничает, не хочет одеваться на прогулку. Попробуйте отвлечь его одевальной песенком, сочините сказку про одежду, которой грустно было лежать на полочке и она захотела одеть малыша… Фантазируйте!

Отвлеките ребенка от неприятного занятия, и со временем оно станет приятным для него. И еще один момент – делайте все с удовольствием! Если вам до смерти не хочется читать книжку, а вы заставляете себя потому что так надо — ваш ребенок почувствует это и конечно же ничего из чтения хорошего не выйдет.

2. Развивающая игра
Что такое развивающая игра? Это игра, в которой ребенку нужно подумать. В нее можно играть в любом месте, в любое время. И не надо усаживать ребенка со словами «сейчас мы с тобой поиграем вот в это». Просто играйте. Ведь только вам известно, что эта игра развивающая, а для малыша – это просто игра. Например, делая что-то на кухне, мама может усадить рядом малыша, дать ему набор посуды. Игры на кухне – отличный материал для развития. Даже если вы покажете ребенку, что в коробку можно складывать ложки, но в нее влезают только маленькие, а большие (как через минуту убеждается ребенок) не влезают — это уже развивающая игра. Подумайте, вы наверняка в течение дня много раз играете в такие игры — предлагаете ребенку найти крышечки к баночкам, или попробовать вставить один стаканчик в другой. То есть развивающие игры — это все игры, где включаются процессы мозга, такие как обобщение, анализ, сравнение.

Купить развивающие игрушки можно и в магазине. Их сейчас существует большое множество — от обыкновенных сортеров и пирамидок до больших развивающих центров. В них тоже можно играть. Главное, не забывать об одном моменте: малыш не знает, как в них нужно играть, покажите ему, поиграйте с ним вместе. Ребенок всему учится у нас. И то, как он играет – результат нашей работы.

3. Подвижная игра
Подвижные игры очень важны для полноценного физического развития малыша. А мы все знаем, что физическое и умственное развитие неразрывно связаны. Удачным местом для подвижных игр является прогулка. Здесь можно побегать, попрыгать, полазить. После таких игр не только развиваются мышцы, но и поднимается настроение, нагоняется аппетит. Да и со сном тоже вряд ли будет проблема. Игр для физического развития очень много.

4. Сюжетная игра
После двух лет у ребенка появлятся сюжетная игра. Она очень важна для социального развития ребенка. На сюжетных играх малыш учится себя вести, учится социализации, учится быть успешным в жизни. Сюжетные — это любые игры, в которых нужно производить какие-либо действия. Например, покормить куклу (и кукла говорит спасибо после еды, и просить дать ей еще), уложить мишку спать, приготовить обед, построить зайчику дом, и т.д.

5. Свободное время
Почему-то считается, что самостоятельная игра не является важным видом игры для ребенка. Это не так. Не старайтесь все время занимать своего малыша. У него тоже есть право на свободное время. Есть мамы, которые отдают себя в распоряжение ребенка и становятся как бы частью его жизни. У таких мам ребенок обычно беспокойно спит, и не отпускает маму никуда, и очень слабо социален. Как же наш ребенок научится самостоятельности, если мы не дает ее ему.

Приведу маленький пример: ребенок ползет по полу, ведя машину. У него в голове выстраиваются несколько позиций, несколько сюжетных линий вот так нужно проехать, под стулом завернуть, и может быть, еще куда-то заехать. В это время работает несколько мыслительных функций — работает анализ (анализирует путь), сравнение (достаточна ли машина, чтобы пролезть именно под стул — поместится ли она там), это нам кажется, что он просто — дррр — проехал с машиной, на самом деле работает очень много процессов, тем самым развиваясь и совершенствуясь. И вдруг мама, для которой, режим важнее, говорит: «Все, надо кушать. Пойдем» — берет ребенка и уносит его. Хотя иногда ребенок сопротивляется, иногда не сопротивляется — это зависит от темперамента ребенка. Что в это время происходит? Происходит блокирование, процесс прерван на самом важном месте. Развитие на секунду застопорилось, этой секунды достаточно, чтобы часть (очень маленькая)  процессов была замедлена для дальнейшего развития. И вот так, не уважая ребенка, не давая ему, чтобы он развивался сам, мама зачастую блокирует мыслительную деятельность, а потом удивляется — что он такой непонятливый растет. Часто можно услышать «он что-то не понимает, никак не может усвоить». Потом ему очень сложно бывает в школе, потому что все это (работа мыслительных процессов) закладывается в раннем детстве.

Что же нужно делать? Во-первых, дать ему довести игру до конца. Если вам очень уже приспичило срочно покормить его, тогда попросите его закончить. Пусть завезет машину в гараж, пусть закончит игру. Скажите ребенку: «Давай заканчивай, и мы с тобой будем кушать».

Если же ребенок увлекся игрой — ни в коем случае, никогда не прерывайте его. Нет ничего важнее развития и совершенствования вашего ребенка. Бывают моменты, когда вы спешите на работу, в садик, а он разыгрался. Но если подумать более глобально — нет ничего важнее развития вашего ребенка. Ну и потом, попробуйте планировать так день, чтобы в игрушки малыш не влезал, когда вы куда-то спешите.

Итак: если ребенок увлекся, занялся, если ему что-то интересно, что-то он разбирает, куда-то пополз, куда-то пошел, что-то разглядывает — постарайтесь убрать себя. Наблюдайте тихонечно, издалека, боковым зрением. Не вмешивайтесь, не спрашивайте «а что ты тут делаешь?» «А во что ты играешь?». Не надо навязывать себя нам, взрослым, детям, когда они чем-то заняты. Потому что это очень важный процесс развития. Без этого мы не получим самостоятельного мыслящего человека.

Один комментарий к “Чем заниматься с ребенком в течение дня от 1 года до 3 лет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *