«Подскажи слово»
Наш Мишка когда-то знал очень много стишков, но он забыл некоторые слова в них. Давай поможем ему.
«Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался… (зайка)»
«Что вокруг нас?»
Назовите предметы, которые окружают вас в комнате, на улице. Называете слово и кладете фишку в коробочку. Желательно, чтобы у игроков были фишки разного цвета. В конце подсчитываем: у кого больше фишек – тот и победил!
«Пары слов»
Скажите ребенку: «Я назову тебе несколько пар слов, а ты запомни их. Потом я назову тебе только первое слово, а ты скажешь мне его пару.
Кот – молоко
Мальчик – машина
Стол – пирог
Музыка – радио
Дорога – светофор
«Бывает – не бывает»
Это игра-разминка. Скажите ребенку: «Я буду говорить тебе предложение. Если такое бывает – оставайся на месте, если же нет – присядь».
Волк живет в лесу.
Медведь живет в дупле.
В кастрюле варится чашка.
Девочка рисует дом.
«Угадай слово»
Угадайте предмет по его описанию:
Круглый, большой, резиновый, легкий… (мяч)
Темная, большая, дождевая… (туча)
Белый, пушистый, холодный, скрипучий… (снег)
Или наоборот:
Яблоко какое? Вкусное, сладкое, спелое, сочное, красное.
Варежки какие? Теплые, шерстяные, синие, любимые.
Игра «Наоборот»
Большой – маленький
Толстый – тонкий
Черный – белый
Горячий – холодный
Пустой – полный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Больной – здоровый
Ленивый – трудолюбивый
Храбрый – трусливый
Богатый – бедный
Сильный – слабый
Веселый – грустный
Красивый – безобразный
Широкий – узкий
Высокий – низкий
Твердый – мягкий
Гладкий – шершавый
Кислый – сладкий
Детский – взрослый
Добрый – злой
«Назови то, чего нельзя увидеть»
Существуют слова, которые нельзя увидеть, потрогать, например: воздух, детство. Придумайте еще такие слова. (Радость, ласка, мечта, нежность и т.д.)
«Угадай по действию»
Восходит, светит, греет… (солнце)
Шумит, сигналит, мчится… (машина)
Мычит, жует, пасется… (корова)
Что делает котик, когда видит мышку? (подкрадывается, прыгает, ловит)
Что делает котенок, когда играется с бантиком? (бегает, подпрыгивает, тянет, радуется)
«Самый внимательный»
Предложите ребенку хлопать в ладоши, когда взрослый называет живой предмет и ничего не делать, когда неживой.
Например: качели, водитель, стол, собака, продавец, друг, книга, елка и т.д.
«Магазин игрушек»
Покладите на прилавок несколько игрушек. Предложите ребенку купить некоторые из них, если он правильно назовет первый звук в слове. Например: курица – к, медвежонок – м, чебурашка – ч. Усложняя задание, предложите крохе угадать, первый звук гласный или согласный.
«Развиваем фонематический слух»
Прочитайте ребенку рифмовки. Какой звук в них повторяется чаще других?
Спит спокойно сытый сом,
Сидя спать умеет он.
Миша по лесу пошел,
Миша шишечки нашел.
«Подскажи Петрушке звук»
К нам в гости пришел Петрушка. Он будет тебе говорить слова, в которых не будет называть последний звук. Давай угадаем их.
На лесную полянку выбежал вол… (к).
Белочка спрятала орешки в дупл… (о).
«Бесконечные слова»
Назовите ребенку любое слово. Например, рот. Последний звук – т. Теперь ребенок должен придумать слово на «Т»: трава. Заканчивается на «А» — аист и т.д.
«Соединялки со звуками»
Предложите ребенку карточку. Количество колечек – это количество звуков в слове. Нужно соединить линиями картинки с соответствующими им полосочками со звуками.
«Угадай звук»
Взрослый читает слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда в слове есть мягкий согласный. Например: дуб, дятел, улица, лампа, слон, белка.
«В мире животных»
Назови животных, в названии которых есть звук «р»:
— тигр, крокодил, бобер, корова.
Назови животных, в названии которых есть звук «л»:
— лев, антилопа, слон.