«Главный звук»
Прочитайте ребенку стихотворение или скороговорку. При этом старайтесь выделить основной звук. Например, можно использовать стихотворения Маршака:
Гриб растет среди дорожки, —
Голова на тонкой ножке.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
«Магазин»
Поиграйте с ребенком в магазин. Пусть он будет покупателем. Придя в магазин, малыш должен назвать первый звук товара, который он хочет купить. Например, заказывая морковку, ребенок должен сказать «М-м».
Запрещенные звуки
Данная игра поможет ребенку научиться выделять звуки в слове. Также вырабатывается умение играть по правилам. Договоритесь с малышом, что какой-то звук будет у вас запрещенным. Например, К. Взрослый показывает ребенку предмет или картинку, спрашивая, что на ней нарисовано. Малыш должен ответить, при этом запретный звук нельзя называть. На начальном этапе пусть запрещенный звук у вас находится в начале слова, потом в конце.
— Кто плывет по волнам?
— Орабль.
Тим и Том
Игра на различение твердых и мягких звуков. Нарисуйте с ребенком двух человечков. Одного зовут Тим, а другого Том. Том – худой, высокий, «твердый», а Тим – кругленький, маленький, «мягкий». Покажите малышу Тома и скажите от его имени:
— Привет! Меня зовут Том. Мое имя начинается твердо. Т-т-т. Я люблю пить Томатный Сок, играть в Морской Бой.
Теперь покажите другого человечка.
— А я Тим. Мое имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Я люблю все, звучит мягко: кушать Тефтели, играть в Мяч, Рисовать.
И вот однажды Тим и Том решили пойти в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: Рюкзак или Сумку?
Что им еще понадобится в походе? Консервы, сахар, ложки, бинокль, палатка, компас и т.д. Предложите ребенку разобрать вещи, которые понесет Тим. А что будет нести Том?
Можно не только ходить в поход, а идти в лес собирать различные грибы и ягоды (лисички, землянику), ходить на рыбалку или просто в магазин за покупками.
«Позовем звук»
Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Скажите ребенку, что его игрушки разбежались. Чтобы их найти, предложите позвать звук, потянув ударный.
— Ка-а-тя!
— Ми-и-ишка!
Строим домик
Нарисуйте домик для звуков. Например, возьмите слово «рак» – рисуем три квадратика (комнаты). Предложите ребенку расселить слово по комнатам. Медленно произносите звук и выкладывайте на квадратик карточки.
Р, А, К.
Сложность у ребенка может вызвать средний звук. Удивитесь:
— Разве в нашем домике живет «РК»? Нет. Ра-а-ак – тянем звук.
Кто здесь живет?
Рисуем опять домики, но из четырех комнат. Скажите малышу, что в нашем доме хотят поселиться разные звери, но не все они поместятся в нем. Для кого же предназначен этот дом? Даем варианты: КОТ, ЛИСА, ЖИРАФ. Чтобы ребенку было понятнее, нарисуйте еще домики с тремя и пятью комнатами, попросив кроху расселить всех жителей.
Усложняя игру, предложите ребенку находить ударный звук – тянем его долго и раскрашиваем соответствующий квадратик в домике.
Стройка
На стройку со склада машина привезла различные материалы: цемент, песок, стекло, глину, кирпичи. Пусть ребенок будет шофером. Делаем карточки с квадратиками. Количество квадратов должно соответствовать звукам в каждом слове. На каждой карточке заштрихован ударный звук. Это и будут необходимые стройматериалы. Попросите шофера:
— Отвези кирпичи.
Задача ребенку – отыскать нужную карточку.
Звуковое лото
Такое лото есть готовое в магазине, а можно его изготовить самостоятельно. Для этого вам понадобятся карточки с изображением растений, животных, транспорта и т.д. и буквы алфавита. Каждому игроку раздаем по карточки с изображениями. Ведущий показывает букву и спрашивает:
— У кого есть слово на эту букву?
Загружаем грузы
Возьмите две грузовые машины. На одной прикрепите «К», на другой «М» — это будут марки машины. Ваши грузовые машины должны погрузить груз и отвезти в магазин. В машину «М» грузим карточки, начинающиеся на эту букву, в «К» — аналогично.
Измени ударение
Попробуйте поэкспериментировать с ударениями в словах. Спросите малыша:
— Как тебя зовут?
— МашА. МАша.
— Что ты кушаешь?
— КашУ. КАшу.
Укротитель
Возьмите карточки, на которых написаны печатными буквами названия различных диких животных. Предложите ребенку стать укротителем. Для этого нужно поставить ударение (накрыть ударную гласную фишкой) в слове. Например, в слове БИЗОН кладем фишку на букву О. Если ударение поставлено неверно, животное «прячется» или «убегает».