Артикуляционная разминка «Разговор леса»
1. Ветер в лесу – ш-ш-ш.
2. Уж ползет по траве – с-с-с.
3. Прилетел жук – ж-ж-ж.
4. Запел комарик – з-з-з.
5. Пролетела птица – шух-шух.
6. Засопел ежик – пых-пых-пых.
«Чувствительное ушко»
- Просим тишины – ц-ц-ц.
- Разгоним крикливых птиц – кш-кш-кш.
- Дуем на одуванчик – ф-ф-ф.
- Журчит вода в ручейке – дз-дз-дз.
- Зажужжала пчела – дж-дж-дж.
- Загудел в поле трактор – р-р-р.
Упражнения на развитие речевого дыхания
- Сдуваем одуванчики.
- Дуем на лепестки ромашки.
- Катаем карандаши по поверхности стола силой выдыхаемого воздуха.
- Надуваем пузыри на поверхности воды с помощью трубочки.
- Гасим свечку на расстоянии.
Мир звуков
«Поймай звук»
Назовите ряд слов. Если ребенок слышит нужный звук, то хлопает в ладоши. Слова подбираются так, чтобы звук был в разных позициях.
«Где звук?»
Называются слова. Ребенок определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец).
«Какой звук я тяну?»
А-ня, э-хо, И-ра, о-сень.
«Заколдованные звуки»
Озвучивание звуков беззвучной артикуляцией (гласные звуки).
«Сколько звуков – столько пальцев»
Ребенок закрывает глаза. Взрослый называет звуки, а ребенок показывает количество на пальчиках (ПБ, АОИ).
«Капризный звук»
Игра: «Жил-был звук (например, к) в словах. Однажды он закапризничал и сбежал. Нужно звук поймать и поставить на место».
— ит – кит,
-аштан – каштан,
-тульчик – стульчик.
«Телеграфисты»
Взрослый проговаривает отдельные звуки, а дети составляют из них слова:
— л-е-т-о – лето,
— с-о-б-а-к-а – собака.
«Красный – белый»
Ребенок получает кружочки – красные и белые и внимательно слушает слова. Если в слове есть нужный звук – поднимает красный кружочек, если нет – белый.
«Разгадай слово»
Демонстрируются карточки. Ребенок называет и определяет первый звук и образовывает слово из этих звуков. Например, дерево, индюк, мак, автобус – Дима.
«Озвучь картинку»
Ворона – карр,
Гусь – ш-ш-ш,
Мышь – пи-пи,
Корова – му-му,
Лошадь – иго-го.
«Общий звук»
Взрослый называет слова, а ребенок определяет общий звук: зима – зола.
«Самый внимательный»
Дети рассматривают изображение слогов на таблице и как можно быстрее создают новые слова. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
«Бусы»
Определение начального и последнего звука в слове: мама – апельсин – нож – жук – кольцо.
«Кто в рукавичке живет»
Звукоподражание. Один ребенок подходит к рукавичке и спрашивает: «Кто в рукавичке живет?» Дети отвечают голосом животного. Ведущий должен узнать животное.
«Простучи слоги»
Дети садятся в круг. Взрослый называет каждому слово, ребенок должен простучать количество слогов. Выигрывает тот, кто не ошибся.
«Будь внимательным»
Взрослый читает стих, скороговорку, чистоговорку, а дети должны определить, какой звук чаще всего встречается.
«Эхо»
Взрослый называет слова, а дети хором – последний слог: ромашка – ка, книга – га, лес – лес.
«Какой слог потерялся?»
Девоч…, де…во, со…ка.
«Испорченный телефон»
Ведущий шепотом говорит слово соседу, который передает его дальше, последний проговаривает слово вслух. Если слово сказано неправильно, то выясняют, кто услышал неправильно.