Методика Никитиных — система, разработанная русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем и Еленой Алексеевной Никитиными, родителями семерых детей. На своем опыте они рассказывают, как применять и использовать специальные игры, которые позволяют успешно развивать творческие способности ребенка.
Основные принципы воспитания:
- Раннее начало. Первые годы жизни – самое благодатное время, первый толчок к успешному развитию творческих способностей. Начинать заниматься с малышом нужно со дня его рождения. Все начинается с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего ползания или хождения, с разговора с младенцем.
- Стимулирование творческой деятельности. Создание в доме обстановки, опережающей развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды (кольца, турники, лесенки, канаты) и мастерская с материалами и инструментами, строительные материалы – кубики и кирпичики, измерительные приборы, развивающие игры, побуждающие к решению творческих задач.
- Свобода в выборе занятий и их последовательности, во времени и способах работы. Однако предоставленная ребенку свобода предполагает ненавязчивую, доброжелательную помощь взрослых. «Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься».
По мнению Никитиных, взрослые часто впадают в крайности. Одни родители проявляют чрезмерную заботу и уход, целые дни посвящают непрерывным занятиям, развлечениям играм. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается. Другие же, наоборот, не занимаются развитием малыша. Они считают, что главное в общении с ребенком – накормить, напоить, спать уложить. Естественно, такой подход ведет к задержке в эмоциональном и психическом развитии ребенка. Роль родителей, по мнению Никитиных, принимать самое активное участие в детских играх, не навязывая при этом свое мнение и поощряя стремление малыша активно мыслить и решать задачи самостоятельно.
Развивающие игры Никитиных представлены в виде головоломок, решение которых способствует развитию у малышей логического и образного мышления. Задания имеют различный уровень сложности – и для детей двух- или трехлетнего возраста и для школьников старших классов. По мере выполнения заданий их сложность должна возрастать. Игры представлены в виде кубиков, таблиц и логических задачек.
Помимо интеллектуального развития большое значение уделяют физическому. Закаливание с младенчества, упражнения на спортивных снарядах, сбалансированное питание, все это, по мнению Никитиных, помогает детям иметь отличное физическое и эмоциональное здоровье.