29.03.2024

Учим правила, играя. Часть 1

школьный рюкзак

Существительное

Я – имя существительное.
Очень удивительное:
Называю я предметы
И на все даю ответы:
Что такое? Кто такой?

Волны, море и прибой,
Тучи, ветер, соловьи –
Все они друзья мои.
Снег, метель, мороз и вьюга
Жить не могут друг без друга.

Род мужской, конечно, мой:
Дом, диван, трамвай, герой.
Женский род – она моя:
Мама, бабушка, семья.
Средний род – всегда оно:
Солнце, озеро, окно.
Когда много их – мои:
Ночки, тучки, соловьи.
Много их – всегда они:
Крыши, мыши и огни.

Мама, папа, Оля, Коля –
Все они учились в школе.
Школа, дедушка, семья –
Он, она на –а и –я
Первого склонения

Дом, диван, сарай, герой,
Море, озеро и бой.
Он на нуль, оно -о, -е-
Все склонение второе.

Мать, тетрадь, морковь и дочь –
Чем могу я им помочь?
Только тем, что ж р с мягким знаком на конце –
Как колечко на крыльце,
По воле исключения
(Всем на удивление) –
Третьего склонения.

С елки воробей слетел,
А на яблоне запел.
С кого? Чего? – родительный,
Букву –И пишите вы.
В дательном, предложном –
Будьте осторожны:
Тут подумай, не спеши:
Только –Е в конце пиши.

У кого? чего? забрал,
А кому? чему? отдал,
И на ком? на чем? сидят.
Мать и дочь нам говорят:
Ель, тетрадь, морковь и лень,
Площадь, и сирень, и тень –
Не забудьте, дети,
Мы – склоненье третье!
Значит, думай, не спеши,
Только –И в конце пиши!

Прилагательное

Я – имя прилагательное,
Я много расскажу,
И с милым существительным
Я всегда дружу.
Род мужской всегда – какой?
Новый, синий и большой.
Женский род – она какая?
Дальняя и голубая.
Средний род – оно какое?
Ближнее или крутое.
Все они всегда какие?
Желтые и дорогие.
В падеже, числе и роде
Мы гуляем на природе.

Глагол

А глагол, серьезный друг,
Стал рассказывать нам вдруг,
Что он делал? где бывал?
И на чем вчера играл?
Все прошло, настало утро,
Он читает, пишет мудро.
Завтра будет отдыхать,
Прыгать, бегать и играть.

Прошедшее время –
Что было, прошло:
Солнце проснулось,
А к ночи ушло.

Настоящее время –
То, что теперь:
Прыгает белка,
Хлопает дверь.

В будущем будем
Читать и играть,
В классики прыгать
И в космос летать.

Пишут, думают, поют –
Все они на –ут и –ют.
Значит, в них мы, без сомненья,
Ставим 1-е спряженье.
Но, а если –ат и –ят,
То глаголы говорят,
Что мы тайну вам откроем:
Тут – спряжение 2-е.

У глагола 2 спряжения,
Но и здесь есть исключения:
Гнать, дышать, держать, смотреть,
Слышать, видеть и вертеть,
И терпеть, и ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
А еще и брить, стелить –
Хоть они на –еть, -ать, -ить,
Но всем на удивление
В них перепутались спряжения.

Местоимение

Я – местоимение,
Я хитрое творение.
Вместо имени скажу
И всю правду доложу:
Я и ты, и мы с тобой,
Он, она, они гурьбой
На твоем заветном месте
Все всегда играют вместе.

У местоимения – особое значение:
Не называю я предметы,
Зато люблю я есть конфеты,
Есть лицо и есть число,
Вот нам крупно повезло.
Я и ты, и мы, и вы
Прыгнем выше головы.
Он, она, оно, они –
Светятся в реке огни.

Автор стихов: С.И. Минчукова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *