25.04.2024

Какие существуют виды памяти?

мама с ребенком занимается

Оказывается, память бывает разной. Зависимо от того, как долго сохраняется информация, память делят на кратковременную и долговременную.

Кратковременная память – это когда информация запоминается быстро, но сохраняется на протяжении очень короткого времени.

Долгосрочная память – может содержать огромное количество информации на протяжении долгого или неограниченного времени.

Теперь подумайте, как мы запоминаем любую информацию? Конечно, по-разному. Мы можем просто «случайно» запомнить какие-то детали, содержание книги, цифры. А можем поставить перед собой задание запомнить, приложить волевое усилие и запомнить. В первом случае, когда запоминание происходит автоматически, без особых усилий, без задания запомнить, сохранить, отобразить, работает непроизвольная память, а в другом случае начинает работать произвольная память.

Детская память напоминает пластилин. Стихи, песни, реплики героев мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, как отпечатываются в голове малыша. Пока ребенок еще мал, он совсем не ставит перед собой задание что-то запомнить. Он лишь запоминает то, на что обратил свое внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это и есть непроизвольная память. Непроизвольная память имеет интересную особенность. Оказывается, если малышу просто дать рассматривать картинки, то он их конечно как-то запомнит. Но если ему предложить придумать какое-либо слово к картинке или разложить отдельно изображения предметов для кухни, сада, детской комнаты, то результат запоминания заметно возрастет.

Проявления произвольной памяти возникают у ребенка в возрасте 4-5 лет. Можно привести простейший пример начала работы произвольной памяти. Перед утренником малышу нужно выучить стихотворение. Сначала ребенок только осознает задание: «Нужно выучить стихотворение». Но как это сделать, он пока еще не знает. И в этом ему помогает взрослый, который приводит примеры, как легче выучить. Он прочитывает стих целиком, повторяет некоторые строки, спрашивает у ребенка: «Что было дальше?», делает нужные паузы. И ребенок постепенно овладевает специальными действиями для запоминания.

Наша память сохраняет все: чувства, образы, слова, движения. Поэтому и память делят на эмоциональную, образную, словесно-логическую и двигательную.

Двигательная память проявляется очень рано, когда ребенок начинает хватать руками предметы, учится ползать, ходить.

В раннем возрасте малыш учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Без двигательной памяти все это было бы невозможно. В возрасте 4-6 лет работа двигательной памяти становится более сложной. Малыш занимается спортом, танцами, играет на музыкальных инструментах. Он учится запоминать, сохранять и отображать в определенной последовательности более сложные движения. Для этого нужна помощь взрослого, который показывает детям последовательность движений, а потом следит за правильным их выполнением.

Ребенок довольно рано запоминает мамино лицо, ее запах, прикосновение рук. Детская память очень богата на образы отдельных конкретных объектов, которые ребенок воспринимал когда-то: вкус молока или конфет, запах елочки или папиных духов, звуки музыки, мягкая на прикосновение шерсть котика, голос близких. Это образная память – память на то, что воспринимается с помощью органов чувств: слуха, зрения, прикосновения, вкуса и нюха. Поэтому образную память еще делят на слуховую, зрительную, вкусовую, касательную, обонятельную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеет слух и зрение, то лучше всего и развита у человека зрительная и слуховая память.

Словесно-логическая память – это способность запомнить слова. Она развивается у ребенка параллельно с развитием речи. Еще в раннем детстве взрослые ставят перед ребенком задачу вспомнить слова. Они спрашивают: «Как это называется? Кто это? Как тебя зовут? Как делает кошечка?» Такое припоминание является важным для развития общения и взаимоотношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок очень хорошо запоминает стихи, песенки, потешки, т.е. их словесные формы, которые имеют некоторую ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запоминаются именно благодаря ритму и рифме, которые малыш воспринимает очень хорошо.

Существует еще один вид памяти – эмоциональная. Она сохраняет впечатление об взаимоотношениях и контактах с окружающим миром, предостерегает от возможных опасностей или наоборот, подталкивает к действию.

Например, если вдруг ребенок обжегся горячим утюгом или его поцарапала кошка, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше, чем запреты взрослых. Или ребенок просит родителей показать ему любимый мультфильм или почитать знакомую ему книгу. Передать их содержание малыш еще не может, зато запоминает хорошо, что мультфильм очень смешной, а книга – интересная. Это работа эмоциональной памяти.

Источник: Чуб Н.В. «Ігри упродовж дня»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *