18.04.2024

Первый год жизни ребенка по методике Лупан

metodika_lupanС самого рождения малыша важно окружить его заботой и вниманием. Новорожденный нуждается в защите, а чувство защищенности появится у него только в том случае, если он будет чувствовать каждый день, что родители его любят.

В течение первого года жизни процесс воспитания сосредоточивается на четырех основных задачах:

1. Помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения.

Необходимо проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые усилия, сделанные им, радоваться его успехам, не давать малышу плакать. Испортить малыша до года еще нельзя, он не умеет манипулировать людьми. Не следует навязывать ребенку жесткие рамки, будьте гибкими, давайте ему возможность открывать все новое, стимулируйте его любопытство.

2.Стимулировать, насколько это возможно, все его пять чувств.

Зрение. Новорожденного интересует лицо взрослого. Стройте гримасы (открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками. Предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. Повесьте на кроватку предметы, которые заинтересуют малыша: кусочки ткани, бумагу, зеркала, ложки, погремушки, чтобы он тянул ручки и пытался достать предметы. Играйте с ребенком: сделайте карточки с изображение животных, геометрических фигур, разложите вокруг ребенка. . Когда вы чем-то заняты, посадите малыша рядом с собой, чтобы он наблюдал, как вы двигаетесь, или перенесите его туда, где происходит какое-то движение.

Слух. Разговаривайте с малышом, пойте ему быстрые и медленные песни, изображайте звуки высокие и низкие (ударьте в колокольчик, по бокалу, кастрюле, пусть услышит разницу).

Осязание и хватание. Заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. Массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п. Чтобы ребенок знал, как называются части его тела, обращайте внимание малыша то на ножку, то на ручку, то на животик. Сделайте одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). Дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он «тренировал» свое осязание.  Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней. Затем приучите малыша брать и отдавать предмет.

Вкус и обоняние. Познавая мир, ребенок пытается все тянуть в рот, не препятствуйте этому. Сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). Затем плотно завяжите мешочки и напишите на них название того вещества, которое в них хранится. Дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит. Возможно, вы удивитесь, когда увидите, что малышу больше нравится запах морских водорослей, чем ванили. Не бойтесь подбирать для таких занятий запахи, которые вам кажутся неприятными. Для развития вкусовых ощущений громадную роль играет еда. Ставьте перед ребенком до обеда или на десерт тарелку, наполненную кусочками разной пищи: моркови, яблока, хлеба, — то есть всего того, что окажется под рукой. И называйте ему, что он ест.

3.Поощрять ребенка развивать свою двигательную активность.

Двигательная активность играет важную роль, она влияет на интеллектуальное  развитие ребенка.  Плаванием важно заниматься с рождения. Если с малышом занимаются плаванием продолжительное время и, главное, регулярно, то оно приносит ребенку радость, придает ему смелость, повышает его сопротивляемость заболеваниям, развивает чувство равновесия. У малыша возникает ощущение легкости своего тела, что делает его более подвижным. Наконец, плавание увеличивает объем легких (то есть снабжение организма кислородом, улучшающим в свою очередь работу мозга).

При рождении. Кроватка должна быть просторной, чтобы малыш мог свободно двигаться. Ребенок должен спать в теплой комнате, легко одетым. Выкладывайте ребенка почаще на животик. Гимнастика:

  • скрестите ручки малыша на груди, и слегка потяните за них. Повторите упражнение, но теперь та рука, которая находилась снизу, должна быть сверху;
  • сделайте то же самое упражнение, но для ног;
  • затем скрестите, скажем, левую руку и правую ногу так, чтобы при этом рука была снизу, а нога сверху;
  • пощекочите ребенка и опрокиньте (сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее), это укрепляет мускулатуру;
  • положите младенца на плечо и покружитесь вместе с ним; держите малыша крепко на руках и заставьте его «поплавать» в воздухе;
  • положите младенца животом на большой резиновый шар и, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях, следя за тем, чтобы малыш не ударился обо что-нибудь затылком. Желательно надеть на него специальный пенопластовый воротник, обшитый тканью. Это предотвратит удар.

С 1-4 месяцы. Манеж не рекомендуется применять, чтобы не ограничивать пространство ребенка. Когда ребенок пытается встать на коленки, помогите ему, поддерживая его ноги руками. Гимнастика та же.

С 4-12 месяц. Когда малыш учится ходить, уберите  опасные предметы, разместите их так, чтобы малыш смог передвигаться от одного к другому. Побуждайте его сделать несколько шажков к вам в руки. Поощряйте ребенка взбираться по лестнице (только под присмотром). Для развития равновесия походите по наклонному бревну.

Брахиация — это передвижение вдоль горизонтальной лестницы, укрепленной над головой, с помощью рук. Малыш перехватывает одну за другой перекладины лестницы руками, повиснув на них, как обезьянка. Упражнение развивает также объем грудной клетки и благоприятно действует на снабжение мозга кислородом. К этому упражнению можно переходить, когда младенец научится висеть на палочке. Ребенка нужно крепко держать, пока он хватается за каждую следующую ступеньку.

Гимнастика.

  • положите малыша на плечо и на внутренний сгиб локтя и покружитесь вместе с ним. Меняйте положение: ребенок лежит на локтевом сгибе на спинке, на животе, на боку;
  • вместе с кем-нибудь возьмите ребенка за кисти рук и за лодыжки и раскачивайте его;
  • то же упражнение, но теперь уже держа за одну кисть и одну лодыжку;
  • возьмите ребенка за кисти рук лицом вверх и покружите его то в одну, то в другую сторону;
  • то же упражнение, но держа ребенка за ноги;
  • то же упражнение, держа малыша сначала за правую руку и правую ногу, а потом за левую руку и левую ногу;
  • возьмите ребенка под мышки, подбросьте в воздух и поймайте его.

Полезны упражнения на мяче, кувырки, ходьба на руках.

С 8 месяцев до 2 лет. Побольше ходите, не используйте коляску. Совершайте длительные прогулки. Устраивайте пробежки с целью. Научите ребенка прыгать.

От 2 до 6 лет. В этот период можно обучать ребенка любому виду спорта: лыжи, верховая езда, гимнастические снаряды, коньки, велосипед, танцы, плавание.

4.Развитие речи.

Начинать заниматься развитием речи нужно с самого рождения. Называйте ребенку все, что вы видите, слышите. Дотрагиваясь до него, называйте все части тела. Называйте и показывайте предметы, которые находятся в вашем доме. Показывайте тематические карточки. Придумывайте короткие истории (о ноге, которая прячется в носке и т.д.). Говорите с ребенком с рождения – повторяйте за ним смешные звуки, с более старшими детками говорите четко и ясно, не коверкайте слова. Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Привить малышу любовь к чтению книг — ваша главная задача.  Не стоит сразу читать текст малышу. Рассказывайте по картинкам, дети любят возвращаться к одной и той же книге.