19.04.2024

Монтессори-классы

монтессори классУже давно известно, что игры по методике Марии Монтессори полезны для развития ребенка. Многие мамочки хотят привести своего малыша в Монтессори-классы для обучения. Чем же они так полезны? И можно ли играть во все эти игры дома?
В классах Монтессори мебель, материалы — все находится на уровне глаз ребенка. Малыш сам может достать любую вещь, которая ему понадобится, значит, он не зависит от взрослого. Комната, в которой располагается монтессори-класс, разбит на пять зон в которых сгруппирован тематический материал. Каждая из этих областей имеет свое предназначение.

В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей (2,5-3,5 года). Тренировка пальцев рук (мелкая моторика) является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

С помощью этих упражнения ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата, почистить ботинки настоящим гуталином. Благодаря упражнениям в области практической жизни ребенок становится независимым.

В зоне сенсорного развития, малыш развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, имеет возможность ощутить разницу в весе предметов, соотносит понятие размера, формы, величины, длины, толщины, высоты, объема. В этой зоне важное место занимают пособия, связанные с развитием тактильных ощущений (гладкий и шершавый, мягкий и твердый) и мелкой моторики. Сенсорные упражнения позволяют развивать интеллект ребенка.

В математической зоне находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом, научиться выполнять математические операции. Ребенок изучает числовой ряд, знакомится с геометрическими фигурами, учится измерять, сравнивать, систематизировать, формирует образное понятие о числе при помощи бусинок, палочек, чипсов, веретен.

В языковой зоне дети учатся чтению и письму. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя их на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

И, наконец, остается зона, которую чаще всего называют «космической». Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

Обычно в Монтессори-группах есть небольшой живой уголок и уголок отдыха. Хорошо, если на участке удается организовать небольшой огород или цветник, за которым дети ухаживают сами. Огромное внимание Монтессори уделяла обучению детей навыкам самообслуживания, справедливо полагая, что ребенок, умеющий ловко зашнуровать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

В группах, организованных по системе Монтессори, нет парт, каждый ребенок занимается, сидя на своем коврике или за маленьким столиком. Это является его личным пространством, и никто не вторгается в него, не спросив разрешения. Одно из основных правил в педагогике Монтессори — не мешать другим, убирать за собой.

В группе Монтессори все предметы в одном экземпляре и ребенку приходится решать: ждать своей очереди или играть в группе. Это приучает детей к порядку, чистоплотности и внутренней дисциплине.

Развивающую среду для детей до трех лет можно создать и дома. Конечно, ее эффект будет не столь полным по сравнению с профессионально созданной средой, но родителям важно помнить, что в этом возрастном промежутке ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, — чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными «нельзя», необходимо создать безопасные условия для его неутомимой исследовательской деятельности.

Марина Гранович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *