16.04.2024

«Могут ли быть обязанности у самых маленьких детей?»

ребенок моет посуду

Наверное, многим взрослым знакома ситуация, когда двухлетний карапуз с рвением берется помогать маме. Вытирать пыль? Отлично! И мне дайте тряпку! Пылесосить? Я буду сам! Накрывать на стол? Чудесно! Я буду ставить тарелки. Однако такой энтузиазм ребенка часто сталкивается с сопротивлением мамы. «Не тронь посуду, разобьешь. Вытирать пыль? Свалишь вазу», — слышится в ответ. Конечно, намного быстрее и лучше всю работу сделает мама сама.

Но проходит время, ребенок уже отпраздновал свое десятилетие, он вполне может справиться с порученным делом. Но желание помогать почему-то испарилось. Теперь и начинается проблема: помоги – не хочу, убери – не могу, не буду.
Как сделать так, чтобы кроха вырос трудолюбивым, самостоятельным ребенком, выполняющим свои обязанности не по принуждению, а с удовольствием? И когда необходимо запустить этот механизм?

Все начинается с семьи

Именно семья является первой воспитательной средой для малыша, когда он без достаточных знаний и умений копирует поведение родителей. Ведь где, как не в семье формируется личность ребенка, закладываются жизненные навыки и принципы. От того, каковы здесь устои, какова по отношению к ребенку воспитательная линия взрослых, зависит многое. Конечно, если мама возлагает на себя все обязанности по дому, то малыш вряд ли сможет научиться прибирать за собой вещи. Позиция «он еще маленький» или «наработается в свое время» в конечном счете даст о себе знать. Но не стоит и впадать в крайность, воспринимая слово «обязанность» слишком категорично. Ведь мы хотим, прежде всего, подготовить ребенка к взрослой жизни, помогая ему, но не принуждая.
Для начала давайте разберемся, что же такое обязанности и для чего они нужны?

Обязанности – это определенные действия, которые возлагаются на человека, необходимые для выполнения. Понятие обязанностей у каждого свое: одни родители считают, что обязанности у детей – это содержать личные вещи в порядке, другие видят их в помощи взрослым. Но вряд ли одно виденье тесно не переплетается с другим, взаимодополняя друг друга.

Для чего нужны обязанности ребенку?

• Обязанности прививают самостоятельность и ответственность.
• Кроха начинает вырабатывать определенные навыки.
• Малыш учится отвечать за собственные поступки.
• Ребенок может внести свой вклад в общее дело семьи.
• Ребенок осознает себя нужным и повышает собственную самооценку.
• Обязанности учат ребенка с уважением относиться к работе других людей.
• Малыш приучается быть трудолюбивым, аккуратным.
Понимая важность приучения ребенка к обязанностям, родители могут поручать крохе различные несложные задания, отталкиваясь от его возрастных особенностей. Не думайте, что с наступлением третьего или четвертого дня рождения малыша вы начнете «приучать» его выполнять свои обязанности. Вовсе нет. Делать это следует постепенно и незаметно.

0 – 1 год. Требовать рано

Первый год жизни ребенка – самый интенсивный период, когда происходит большой скачок от беспомощного новорожденного к активно познающему мир малышу. С огромным темпом у крохи развивается психика, интеллект, эмоциональная сфера, физические возможности. Поэтому задача родителей, исходя из психических особенностей развития крохи, дать ему необходимые росточки для развития. Один из таких путей – общение. Именно через общение с мамой или папой ребенок усваивает понятие предметов и явлений, учится с ними обращаться, производить действия. Но, несмотря на такое интенсивное развитие, его самосознание еще не развито. В силу своего возраста малыш не может проследить связь между своими действиями и наступившими последствиями. Последствие для него наступает «вдруг». Ориентиром в таком случае становится только реакция взрослого, которая закрепляется путем многократного повторения. Ребенок понимает, что так делать не стоит лишь потому, что каждый раз видел негативную реакцию мамы на свое действие.
Естественно, ни о каких обязанностях речь не может идти, но даже в этом возрасте могут закладываться первые задатки самостоятельности. Малышу сложно поручить серьезное задание, но не думайте, что его не может быть вообще. Главное, как к этому подойти! Ближе к году у малыша появляется интерес к регулярно повторяющимся действиям-ритуалам, которые выполняет мама – смена памперса, открывание крана для умывания, баночки с кремом. Разрешите ребенку поучаствовать в этих увлекательных делах. Например, мой сын самостоятельно выбрасывал использованный памперс в мусорное ведро. Причем никому другому сделать за него «работу» не позволял – это была его первая маленькая обязанность.

1 – 2 года. Первое знакомство

Уже на втором году жизни ребенок начинает подражать действиям родителей. Вытирание пыли или мытье полов становится для крохи интересной «взрослой» работой. Не упустите момент, когда ребенок сам проявляет желание помогать вам. Пусть процесс заметание будет сводиться лишь к размахиванию веником в разные стороны, но ребенок научится с удовольствием разделять обязанности взрослых. Стремление к сотрудничеству у малыша заложено природой. Со временем позиция «наравне со взрослыми» становится привычкой помогать маме с папой. Отстраняя кроху от «недетской» работы, мы усложняем и ему и себе жизнь: ребенок привыкает к тому, что мама все сделает за него, и перестанет даже предлагать помощь. А приучить школьника к домашней работе гораздо сложнее.

Для двухлетнего крохи любая домашняя работа – это способ познания окружающего мира. Ведь каждый предмет в доме является для него новым и завлекает лучше любой развивающей игрушки. Юному исследователю сейчас, как никогда, необходимо понять устройство вещей и действия, которые можно с ними производить. Такие игры развивают мышление малыша. Подражая родителям в их действиях, эмоциях, словах, ребенок обучается. Включайте малыша в обще семейные дела, чтобы он приобретал необходимые умения и навыки.

Навыки самообслуживания малыша

Не думайте, что правила по самообслуживания относятся к другой категории. Эти навыки воспитывают у ребенка аккуратность, самостоятельность, трудолюбие. Приучите малыша умываться, мыть руки после улицы и перед едой, пользоваться полотенцем. Добиться этого можно благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности. Например, во время мытья рук, покажите ребенку, как намылить их, потереть одной рукой о другую, положить мыло на место, смыть пену, вытереть руки полотенцем, повесить его. Чтобы ребенок запомнил, что нужно делать, сочетайте показ с объяснениями.
Не пропустите момент, когда кроха делает попытки самостоятельно кушать. И не важно, что половина еды окажется на столе. Дети, у которых не забрали инициативу, быстро осваивают все приемы манипулирования с ложкой.
На втором году жизни ребенок делает первые попытки раздеваться. Поддержите это стремление. Хвалите кроху за малейшие достижения. Начинайте с простых вещей. Покажите, как нужно снимать носочек – тянуть от себя, а не к себе, чтобы носок не застревал. Прививайте малышу навыки аккуратности: снял пижаму – теперь покажите, как ее сложить (пусть даже неровно) и убрать на свое место в шкаф.
Постигнув это искусство, предлагайте ребенку надевать несложные детали одежды.

Раз, два, три – игрушки собери

Начните приучение ребенка к домашним обязанностям с уборки игрушек. Не стоит говорить малышу «Собери игрушки!» Маленький человечек не в состоянии проделать эту работу до конца, собирая в коробку кубики все до единого. Если вы хотите привить крохе правильное отношение к выполнению обязанностей, помогите ему. Даже самая обычная уборка игрушек может превратиться в игру. Например, мы не просто собираем машинки, а везем их в гараж отдыхать. Или скажите голосом Мишки: «Я так устал. Где же мой домик?» Предложите отвезти Медведя на машине или самолете. Важно закрепить желание убирать игрушки, чтобы малыш получил удовольствие от самого процесса. Постепенно у ребенка выработается привычка складывать игрушки на место без напоминаний.
Малыш не проявляет желания собрать машинки на место – не заставляйте. И тем более не наказывайте, иначе у ребенка закрепится связь уборки с негативными эмоциями. Возьмите игрушку сами и, показывая ее, идите с ней к ее домику. По дороге рассказывайте, что книги живут в полке, игрушки в коробке.

Уборка сближает

Многие родители жалуются, что у них нет времени для общения и игр с детьми из-за множества домашних дел. Выход есть! Вовлекая детей во «взрослые» дела, мы можем получить радость не только от совместного времяпровождения, но и укрепим взаимопонимание в семье. Ведь, по сути, ребенку не важно, проводит он время с мамой во время уборки, приготовления еды или за другим занятием. Главное, что они вместе!

Мамин помощник

Не думайте, что едва начавшего говорить ребенка необходимо сразу загрузить домашней работой. Начтите с азов, постепенно увеличивая «нагрузку». Кроха с удовольствием поможет вам полить цветочки или достать чистое белье из стиральной машины. А развешенное мамой белье, маленький озорник может постараться закрепить прищепками. Это отличное упражнение для развития мелкой моторики. Поддерживайте инициативу ребенка, ненавязчиво показывая и объясняя, как правильно выполнять работу. В случае неудачи не ругайте малыша. Наберитесь терпения и спокойно расскажите, как сделать правильно. Даже если вместо того, чтобы вымыть тарелку, кроха не оставит сухой и свою кофточку, не сердитесь. Здесь плюсов намного больше: во-первых, вы не отобьете желание помогать своими нотациями, а во-вторых, приучите малыша к мысли, что домашняя работа — неотъемлемая часть жизни.
В этом возрасте кроху увлекает сам процесс работы, результат не является главным. Поэтому чаще хвалите ребенка, даже если придется второй раз перемывать пол.

Примерные домашние обязанности детей от 1 до 2 лет:

• Убирать игрушки на место.
• Поливать цветы.
• Вытирать пыль.
• Складывать грязную одежду в корзину для белья.
• Развешивать чистое мелкое бельё на сушильную доску.
• Мыть пол.
• Подавать маме овощи и фрукты.
• Расставлять приборы на столе.
• Помогать разгружать продукты из сумки.

2 – 3 года. Продолжаем в том же духе.

На третьем году жизни у ребенка доминирует стремление к самостоятельности. Родители все чаще слышат выражение «Я сам!» Теперь, познавая окружающий мир, кроха стремится принимать участие в его преобразовании. Малыш может сам предложить родителям свою помощь. Такое рвение к работе – вполне естественно, не отвергайте его, а наоборот, всячески поощряйте.
Ребенок уже может помогать маме на кухне, накрывая на стол, расставлять свои игрушки по полкам. Раскладывая столовые приборы, старайтесь доверить ребенку то, что не разобьется. Ведь такие промахи чреваты разочарованием крохи и может отбить охоту что-либо делать в дальнейшем. Однако не ждите от ребенка полной ответственности за выполнение своих обязанностей. Мягко и вежливо напомните малышу о его задании, словно вы разговариваете со взрослым человеком. Приказной и раздраженный тон способен пресечь инициативу у любого.

Работа – это игра!

Вовлекать ребенка в домашние дела следует постепенно, поручая ему несложные задания. Если вы считаете, что после фразы «вытри пыль», малыш сразу побежит это делать, то вы ошибаетесь. Желание нет не потому, что кроха — плохой помощник, а лишь сам процесс не вызвал у ребенка интереса. Такие слова, как «надо» и «должен» крохотному человечку еще не понятны. Ведь так увлекательно не просто принести тапочки уставшей с работы маме, а превратить их в самолеты, надев на ручки и направляясь к аэродрому. А кубики можно не просто складывать в коробку, а строить дом с помощью подъемного крана – руки. Или разбросанных на полу солдатиков интереснее не убрать, а погрузить в машину и отвезти домой.
Старайтесь придумывать разнообразные игры. Ведь даже самая интересная забава может надоесть, если играть в нее постоянно. Сегодня вы вместе накрываете на стол, придумывая новые блюда в виде зайчика или рыбки, завтра моете пол, а еще позже печете печенье, надевая новый специально для него сшитый фартук.
Даже самый маленький ребенок способен понять, что помощь маме – это настоящее дело. Старайтесь, чтобы малыш доводил начатое дело до конца. Проследите, чтобы разлитая на столе вода была насухо вытерта, а не просто брошена тряпка. Таким способом уборка-игра не становится рутиной для ребенка, приучая малыша к аккуратности и старательности.

Учимся на примере

Для ребенка пример для подражания – это мама с папой. Пересмотрите свое отношение к домашней работе. Если мама постоянно твердит, что ей «надоело, нет сил, терпеть не может», то сын или дочка это крепко усвоят. И вряд ли с энтузиазмом будут относиться к своим обязанностям. Относитесь к работе – как естественному процессу, когда вся семья собирается вместе. Это не повод для ссор – а возможность чему-то научиться, немного поиграть. Детей, как правило, увлекает та работа, которая нравятся самим взрослым. Например, если мама любит готовить, то маленькая помощница с удовольствием будет предлагать свою помощь, осваивая это искусство.
Поддерживайте в доме чистоту, убирая вещи на свои места. Чтобы ребенок научился аккуратно складывать свои игрушки, покажите, куда их нужно убрать. Можно вместе обклеить коробку яркой цветной бумагой для хранения карандашей или других вещей. Главное при этом – найти место каждому артибуту в доме.

Лучший стимул

Когда ребенок удовлетворил свое любопытство и предмет перестает представлять для него интерес, в ход идет другой стимул. Это добрая мамина улыбка, теплы слова и, конечно же, похвала. Хвалите малыша, даже если не все у него получается гладко. Например, вы налили воду в стакан для бабушки, а кроха вызвался отнести ее. Да по дороге разлил половину. Первое желание – поругать ребенка – одежда мокрая, пол тоже. Но гораздо лучше похвалить малыша за инициативу, развивая в нем чувство уверенности.

Некоторые советы:

• Приучать ребенка к выполнению обязанностей нужно постепенно.
• Не заставляйте ребенка, работа должна приносить ему удовольствие. Превратите обязанности в веселое времяпровождение: включите музыку, делайте все с улыбкой.
• Если малыш не в настроении, болен или устал лучше выбрать другой момент для приучения его к обязанностям. Заставляя, мы закрепляем у ребенка отвращение к своему занятию.
• Выполняя работу, проговаривайте все свои действия, чтобы кроха сложил четкое представление о том, что нужно сделать.
• В любую работу включайте игровые элементы.
• Хвалите ребенка даже за незначительные успехи.
• Давайте ребенку поручения, соответственно его возрасту и усложняйте постепенно.
• Когда кроха помогает вам, наденьте на него одежду, которую не жалко выпачкать.
• Если малыш сделал что-то не так, не сердитесь, а покажите, как нужно сделать работу правильно или убрать ее последствия.
• Не одна игрушка не заменит настоящую бытовую технику. И интерес к ней у детей немалый. Разрешите помочь вам пылесосить комнату или нажимать на кнопочки стиральной машины, но только под присмотром взрослого.
• Старайтесь выполнять домашнюю работу вместе с малышом, а не откладывать ее на тот момент, когда кроха спит или гуляет. Ребенок с детства должен видеть, что у мамы есть свои занятие. Это позволит развить у него заботу, чувство ответственности и избежать эгоизма.
• Не ждите полной ответственности от малыша за выполнение обязанностей, если ребенок забывает, вежливо напоминаем ему.
• Если сегодня вы поручили крохе вытирать пыль, это не означат, что он должен делать только эту работу каждый раз. Меняйте поручения.
• Не используйте уборку в качестве наказания. Таким образом, вы вызовете негатив в область работы.
• Делайте домашнюю работу вместе не время от времени, а еженедельно, например. Такой режим позволит ребенку воспринимать домашние дела как неотъемлемую составляющую своего распорядка.

Примерные домашние обязанности детей от 2 до 3 лет

• Убирать игрушки и книги на место.
• Самостоятельно умываться, причесываться, чистить зубы.
• Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.
• Разбирать покупки из сумки и раскладывать их по своим местам.
• Расстилать и убирать постель.
• Сортировать стирку.
• Выбирать себе одежду на прогулку.
• Ухаживать за домашними животными.
• Расставлять и убирать со стола посуду на обеденном столе.

Один комментарий к “«Могут ли быть обязанности у самых маленьких детей?»

  1. Познавательно! Спасибо за статью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *