Июн 01

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р’]

Сказка о Веселом Язычке

Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.


(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык.
Упражнение «Стрелочка».)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело…
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение «Заборчик».)

Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!».
Язычку он лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т т-т».)

Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю.
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой.
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в рото­вой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края ши­рокого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий на­пряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упи­рается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыб­ку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педа­гога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка об­вести между губами и зубами.
«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние рез­цы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широ­кий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вы­тянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК» — чередование положений губ.
«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ [Р], [Р’]

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука. Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами. Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Ко­рень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним корен­ным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посе­редине языка, кончик вибрирует у альвеол. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р’]

«АВТОМАТ». Рот закрыт. Напряженным кончиком языка посту­чать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыст­рять темп.
«ПУЛЕМЕТ». Напряженным кончиком языка постучать в сомкну­тые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д».
«БАРАБАНЩИКИ». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончи­ком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».
«ШМЕЛЬ». Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боко­вые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос.
«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА». Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«ИНДЮК». Приоткрыть рот, энергично проводить широким перед­ним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не от­рывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл» (как индюк болбочет).
«ФОКУС». Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и припод­нять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Р] И ОБУЧЕНИЕ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ

Произношение [р] в звукоподражаниях.

Как заводится моторчик?
Как рычит щенок?
Как рычит тигр?

Придумайте свои примеры звукоподражания.

Произнесите несколько раз слоги со звуком [р].

ДРА—ДРЫ—ДРО—ДРУ
ДРЫ—ДРО—ДРУ—ДРА
ДРО—ДРУ—ДРА—ДРЫ
ДРУ—ДРА—ДРЫ—ДРО

ТРА—ТРО—ТРУ—ТРЫ
ТРО—ТРУ—ТРЫ—ТРА
ТРУ—ТРЫ—ТРА—ТРО
ТРЫ—ТРА—ТРО—ТРУ

РА—РО—РУ—РЫ
РО—РУ—РЫ—РА
РУ—РЫ—РА—РО
РЫ—РА—РО—РУ

 

Развивающие игры / автор блога: Марина Гранович

загрузка...

Оставьте свой отзыв

Играем и развиваемся - сайт о развитии и воспитании ребенка.

На нем вы найдете множество пальчиковых игр, потешек, развивающих игр по возрастам, занятия творчеством, поделки.

Все права защищены © Играем и развиваемся. При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://nattik.ru/ обязательна