Мар 17

«Я вернусь через полчаса» — говорит мама двухлетнему Егору. Однако слово «полчаса» для малыша ровным счетом ничего не значит. Ведь понятие времени – это непонятное явление для такого крохи. Его нельзя потрогать, почувствовать, попробовать на вкус.

Первое знакомство с циферблатом происходит не ранее 5-6 лет, однако уже в 2-3 года можно рассказать ребенку о времени.

Что сначала, что потом

Первые элементарные понятия о времени мы даем ребенку, выполняя простейшие действия каждый день. Например, придя с прогулки, мама говорит сыну: «Сначала мы вымоем ручки, потом пойдем кушать», «Сначала ты уберешь свои игрушки, потом мы почитаем книгу». Постепенно кроха усваивает, что все в жизни происходит последовательно. Вначале мы просыпаемся, потом идем в садик. Даже читая с ребенком книги, можно усваивать данные понятия – сначала бабушка испекла колобка, потом поставила остывать на окошко, сначала дед посадил репку, потом пришел ее вытаскивать из земли.

Уже в возрасте трех лет поиграйте с ребенком в дидактическую игру «Что сначала, что потом».  Возьмите карточки и предложите малышу расставить их в правильном порядке. Например: сначала мы посадили зернышко в землю, потом оно начало прорастать (выглянуло из-под земли) и вырос большой росточек.

Смена дня и ночи, смена времен года
Укладывая малыша спать, вы рассказываете ему сказку, говорите о том, что завтра будет день, и мы опять будем прыгать и бегать. Таким образом, вы объясняете крохе смену дня и ночи. Такие слова, как «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи» дают ребенку представление о временных отрезках. Пользуясь случаем, давайте малышу элементарные знания по астрономии: расскажите, что наша земля имеет форму шара, поговорите о земле, луне, звездах, покажите с помощью мячика и лампы, как происходит смена дня и ночи.

Гуляя с ребенком на улице, обращайте внимание на изменения в природе. Снег лежит – зима пришла, появилась первая травка и прилетели птицы с теплых краев – пришла весна и т.д. Поиграйте в развивающий пазл «Круглый год». Играя с игрушками, предложите малышу одеть мишке одежду, в которой он пойдет гулять зимой, летом.

Прошлое – настоящее – будущее
«Когда ты будешь большой, мы полетим с тобой на самолете» — говорит мама трехлетнему Вове. «Я уже большой» — возмущается малыш. Действительно, прошлое и будущее не совсем понятны маленькому ребенку. Легче всего объяснить это, просматривая ваш семейный альбом. «Вот это Маша только родилась, она не умела еще говорить, сидеть. А вот наши фотографии, когда мы были на море. Маша уже постарше, она научилась сама кушать, ходить».

Удобно рассказать ребенку о прошлом, настоящем и будущем, используя ростомер. Показывайте те отметки, которые ниже его роста – это был рост Маши в годик, а это – в два. Все дети ходят быть большими «как папа». Пользуясь этим случаем, покажите наивысшую точку в вашем ростомере – понятие будущего.

Будущее можно понять, планируя с малышом свою поездку летом на море, поход завтра в кино, на выходные в гости к бабушке.

Учимся чувствовать время
Понятие «минута» или «десять минут» для ребенка непонятны. Однако вы можете показать ребенку стрелочки. «Когда большая стрелка будет на шесть – мы пойдем с тобой в садик» — говорила я сыну. И что вы думаете? Ребенок действительно смотрел на часы и напоминал мне сам, когда нужно выходить. «Еще мультик мы смотрим пять минут и идем гулять — когда большая стрелочка будет на цифре один».

Знакомимся с часами
Расскажите ребенку о том, что в мире существует множество разных часов. Есть обычные, со стрелочками, есть электронные, бывают солнечные и даже водяные. Те, кто жил в солнечных странах, пользовались солнечными часами. Они вставляли палку в землю или в песок, и определяли время по длине и направлению тени этой палки. Но потом люди подумали, что солнечные часы не очень удобны. Ведь когда солнышко прячется за тучами или наступает ночь, невозможно определить время. Поэтому, самыми удобными оказались механические часы. Часы состоят из циферблата – он так называется, потому что на нем написаны цифры, — и стрелочки. Стрелок иногда бывает две, а иногда три. Самая быстрая стрелка секундная, она обычно самая тонкая. Вторая по быстроте – минутная стрелка. А третья – самая медленная.

Расскажите ребенку стихи о стрелках часов:

Секундная стрелка
Проворна, как белка!
Пока ты успеешь до двух досчитать,
Успеет она далеко убежать!

Минутная ждет –
Оббежала сестра?
Тогда и она
На шажок подошла.

Часовая, как улитка –
То ли ходит, то ли спит.
Дама важная такая
Стрелками руководит.

Шестьдесят минуток вышло –
Время сдвинуться на час.
Вот такие три сестрицы
Очень разные у нас.

Развивающие игры / автор блога: Марина Гранович

загрузка...

Оставьте свой отзыв

Играем и развиваемся - сайт о развитии и воспитании ребенка.

На нем вы найдете множество пальчиковых игр, потешек, развивающих игр по возрастам, занятия творчеством, поделки.

Все права защищены © Играем и развиваемся. При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://nattik.ru/ обязательна