25.04.2024

Развивающие игры для детей в повседневной жизни

дети смотрят на небо

Многих родителей слово «развивать» пугает или заводит в тупик. Однако это простой и интересный процесс. Чтобы развивать малыша, не нужно выделять для этого много времени, готовиться к занятиям. Все предложенные игры просты, в них можно играть и дома и на улице.

Одинаковые, разные

Возьмите конфеты двух видов и две тарелки. Предложите ребенку разложить конфеты так, чтобы в каждой тарелке они были одинаковыми. Играть можно не только с конфетами, но и, например, с пуговицами. Предложите малышу сравнивать тарелки и чашки на кукле, выбрать одинаковые носки или варежки после стирки. На улице находите одинаковые листья, машины. Обращайте внимание ребенка на то, что предметы могут отличаться друг от друга по цвету, размеру, форме.

Большой, маленький

Чаще обращайте внимание малыша на величину окружающих его предметов. Найти объекты для сравнения очень легко: сравнивайте по размеру картофелины, занимаясь приготовлением обеда; тарелки и блюдца, накрывая на стол; пакеты с соком, делая покупки в магазине. На прогулке сравнивайте машины, птиц, собак, камешки и т.д.

Высокий, низкий

Читая книжки с ребенком, обращайте его внимание на нарисованные объекты. «Миша строит башню из кубиков. Она высокая. А у Светы низкая». Во время прогулки обращайте внимание малыша на то, что вокруг нас растут низкие и высокие деревья, одно яблоко висит высоко, и его не достать, а другое – совсем низко. Чаще спрашивайте ребенка, какой дом низкий, а какой высокий, предлагайте сравнить по росту взрослого человека и ребенка.

Длинный, короткий

В повседневной жизни есть множество способов для закрепления понятий «длинный», «короткий». Чаще обращайте внимание крохи на длину предметов: например, этот карандаш длинный, а этот – короткий; твой шарфик короткий, а мамин – длинный. Во время прогулки сравнивайте длину скамеек, веток. Пройдитесь с малышом сначала по длинной дорожке, потом – по короткой.

Широкий, узкий

Играя с машинками, сделайте из бумаги различные по ширине дорожки. Говорите, что на узкой дорожке может поместиться только одна машина, а на широкой несколько. Новые знания рекомендуем закреплять на прогулке. Ищите с ребенком скамейки – узкие и широкие. Если вам повстречаются поваленные деревья, пусть малыш пройдется по ним и определит, узкие они или широкие: по широкому бревну идти легко, а по узкому – сложно. Сыграйте в игру: взрослый и малыш становятся с двух концов бревна и идут по «мостику» навстречу, их задача – разойтись на середине бревна, не столкнув друг друга.

Толстый, тонкий

Сравнивайте дома карандаши, маркеры. Покажите, что карандашом можно нарисовать тонкую линию, а маркером – толстую. На прогулке сравнивайте толщину деревьев, предметов: вот толстая палка, а вот тоненький прутик; эта ветка толстая, а эта тонкая.

Много, мало

Закрепить понятия «много», «мало» можно в игре: например, строя из кубиков дом, скажите малышу, что в большую машину поместится много «кирпичиков», а в маленькую – мало. Отправляясь в магазин за покупками, обратите внимание ребенка на то, что вы берете большую сумку или пакет, потому что в них поместится много продуктов, а в маленькую сумку – мало. Проходя мимо полок в супермаркете, сравнивайте большие и маленькие упаковки; пусть малыш ответит, сколько карандашей в большой коробке, а сколько – в маленькой.

Много, один

Важный навык для ребенка – объединять предметы в группу и выделять из группы один. Предложите малышу поиграть: «Вот мячики. Их много. Дай мне один мячик», или «В вазе яблоки. Сколько их? Много. Дай мне одно яблоко и папе одно, а одно возьми себе. Сколько у тебя яблок? А у папы? А у мамы?» Играя с куклами, угощайте их конфетами – дайте всем по одной. Попросите ребенка помочь накрывать вам на стол: «Поставь одну тарелку папе, одну – маме, одну – себе».

Сравнение, поровну

Чтобы лучше понять понятие «поровну», кроха долен как можно чаще применять это понятие на практике: делить поровну между членами семьи фрукты или ягоды, конфеты, печенье, орешки и т.д. предложите ребенку устроить кукольное чаепитие и разделить между куклами конфеты поровну. Постепенно малыш усвоит, что поровну – это значит, что каждому достанется равное, одинаковое количество предметов.

Сколько? Столько же

Важно научить малыша не просто пересчитывать предметы, а сопоставлять их количество. Предложите ребенку увлекательную игры со спичками или счетными палочками: вы выкладываете на столе несколько палочек и просите малыша положить рядом столько же. Дома на бумаге или во время прогулки на асфальте нарисуйте яблоки (кружочки, рыбки) и предложите ребенку нарисовать столько же. Накрывая на стол, дайте крохе задание: «Посчитай, сколько человек сядет за стол. Сколько понадобится тарелок? Разложи столько же вилок, сколько тарелок стоит на столе».

Лево, право

Чаще обращайте внимание малыша на такие понятия, как «лево» и «право»: «Сейчас мы откроем левую дверцу шкафа. Где на полке лежат твои футболки? Справа! Подай мне ту книжку, которая стоит на книжной полке слева». На прогулке тоже можно провести веселый «урок». Поднимаясь по ступенькам, приговаривайте: «Левой-правой-левой-правой». Обращая внимание малыша на какой-либо предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина». Переходя дорогу, озвучивайте свои действия: «Смотрим налево, теперь – направо».

Вверху, внизу

Занятие рисованием может стать для малыша одновременно уроком по ориентированию в пространстве: «Давай нарисуем домик. А слева от него – собачку, справа – кошечку. Вверху будут лететь ворона, а внизу расти трава». На прогулке с ребенком вы можете говорить ему: «Мы идем вверх, вот верхняя ступенька, а теперь спускаемся вниз. Где нижняя ступенька?» Обращайте внимание на нижние и верхние этажи у домов, расскажите крохе, на каком этаже он живет.

Впереди, сзади

С любимыми игрушками малыш быстро научится ориентироваться в пространстве. Сядьте с ребенком на пол и попросите его положить, например, впереди машинку, сзади – куклу, справа – зайчика, слева – мишку. Затем спросите: «Кто спереди? Кто сзади? Кто справа? Кто слева? На прогулке предложите малышу по очереди называть, что впереди, что сзади, или, пройдя мимо какого-нибудь дерева, скажите: «Это дерево было впереди, мы его прошли, и теперь оно сзади».

Далеко, близко

«Далеко» и «близко» — понятия абстрактные. Помогите малышу разобраться в них на конкретных примерах: «Бабушка живет далеко, а твой друг Саша – близко. До моря нам ехать далеко, а к речке – близко». На прогулке найдите открытую местность и предложите малышу назвать те предметы, которые он видит вдали: дома, машины, линию горизонта, облака, — потом посмотрите, что находится близко. Поговорите о перспективе: то, что расположено далеко, кажется очень маленьким, хотя на самом деле может быть весьма внушительных размеров.

Рядом, между

Закрепляйте новые знания малыша в играх и повседневных занятиях. У вас есть коллекция маленьких игрушек? Отлично! Выстройте их в ряд и попросите малыша показать, кто стоит рядом с бегемотиком, между слоненком и утенком. Затем предложите ребенку выполнить небольшие задания: «Поставь машинку между корабликом и самолетом, рядом с корабликом поставь лягушонка».

Внутри, снаружи

Предложите ребенку поиграть в «Волшебный мешочек». Сложите в непрозрачный тканевый мешок разные предметы: мелкие игрушки, пуговицы, катушку, ложку, мячик и т.д. Пусть ребенок угадывает на ощупь, что  внутри. Игра помогает развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление. И конечно, с ее помощью можно закрепить понятия «внутри» и «снаружи»: «Молодец, угадал! Это – ложка. Она была внутри мешочка, а теперь – снаружи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *