Сен 12

Развитие мелкой моторики

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека  центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко . Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки  ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

Начинать работу с кистями рук ребенка можно с первых недель его жизни. Самое первое упражнение – это поглаживание ладони по часовой стрелке. Ведь, как известно, здесь находятся точки, отвечающие за развитие речи ребенка. Поглаживание, загибание пальцев, вращение ими – вот основные упражнения этого периода. Все это можно найти в разделе «Пальчиковые игры».

Ваш ребенок подрос, научился брать игрушку пальцами или всей ладошкой, умеет перекладывать ее из руки в руку, бросать. Какие же упражнения помогут ему усовершенствовать свои навыки?

1.Игры с предметам домашнего обихода.

Достоинством этих игр является то, что в них используются подручные материалы, которые есть в доме: крупа, бусинки, пуговицы, прищепки.

Крупы, макароны, горох, фасоль можно пересыпать из одной емкости в другую,  перекладывать ложкой или руками, отделять одно от другого. Учите брать горошинку попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. При этом подбирайте любые потешки. Попробуйте проводить пальчиком малыша по крупе, изображая какие-либо рисунки, буквы.

Предоставьте ребенку возможность играть со всевозможными коробочками, баночками, откручивать и закручивать крышечки. Играйте с кусочками ткани, различной на ощупь. Детям очень нравится бросать пуговицы или другие мелкие предметы в банку, коробочку через отверстие, проделанное в крышке. Выкладывайте рисунки из пуговиц разного цвета и размера (неваляшку, бусы, снеговика). С детками постарше застегивайте и расстегивайте пуговицы, крючочки, кнопочки. А пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу 4х летнему ребенку, под вашим наблюдением, конечно.

Можно поиграть с пробками от пластиковых бутылок. Перевернув их резьбой вверх, изображаем «лыжи». Указательный и средний пальчики встают в них, как ноги.

Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Рассказывайте и показывайте  несложные потешки на 2-3 строчки. Постепенно ваш ребенок сам начнет за вами повторять.

Приготовьте мелкие предметы и заверните их в несколько слоев бумаги.

Предложите ребенку развернуть этот сверток.

Занимательными также являются игры со спичками или счетными палочками. Выкладывайте из них геометрические фигуры, стройте сруб. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. Собирайте спички одними и теми же пальцами разных рук(подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. При этом нанизывать можно что угодно: пуговицы, бусы, макароны с большими отверстиями.

Для развития тактильной чувствительности опускайте руку ребенка в сосуд, заполненный  предметами, разными по форме, ощущениям. Предложите вытащить его.

2.Игры с рисованием

Рисуйте с ребенком различные геометрические фигуры: линии, овалы, круги, квадраты, треугольники, заштриховывайте их. Обводите ладонь или просто какие-либо предметы: дно стакана, перевернутое блюдце, формочки и трафареты. Для развития руки полезно обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори». Предложите малышу рисовать кисточкой и красками. А если он неохотно рисует кистью, порисуйте пальчиками.

3.Игры с пластилином

Познакомьте ребенка с пластилином. Для начала не обязательно что-то лепить. Отрывайте от него небольшие кусочки, размазывайте по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы: фасолины, пуговицы, бусинки. Деткам постарше разрешите резать пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, вырезать формочки.

4.Игры-шнуровки Монтессори

Игры с шнурованием развивают внимание, глазомер, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

5.Аппликации

Аппликация доступна детям с весьма раннего возраста. Уже полуторагодовалые малыши вполне могут рвать бумагу на кусочки или сминать в комочки. Дайте ему готовые детали и научите наклеивать. Разложите перед ребенком кусочки цветной бумаги(большие, маленькие, многоцветные, однотонные) и покажите, что их легко можно разорвать на полоски или необычные формы. Спрашивайте, на что это похоже в каждом случае. С 3х лет(иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное, чтобы они были безопасными, желательно с острыми концами. Для начала удобно вырезать геометрические фигуры из цветных журналов и клеящим карандашом закреплять их на листе.

6.Игры с водой, песком

Все дети любят играть с водой. Для развития мелкой моторики научите малыша переливать  воду из одной емкости в другую. Разрешите ребенку крутить кран, т.к. для развития руки очень полезны вращательные движения. Дети также обожают играть с песком. И неудивительно! Ведь как это полезно для тактильных ощущений. Пусть берут его руками, пересыпают. Главное следите, чтобы ребенок не тянул его в рот.

Автор: Марина Гранович

Развивающие игры / автор блога: Марина Гранович \\ теги:

загрузка...

Комментарии закрыты.

Играем и развиваемся - сайт о развитии и воспитании ребенка.

На нем вы найдете множество пальчиковых игр, потешек, развивающих игр по возрастам, занятия творчеством, поделки.

Все права защищены © Играем и развиваемся. При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://nattik.ru/ обязательна