28.03.2024

Активизация усвоенной лексики ребенка 2-4 лет

Продолжаеv развивать речь ребенка. С помощью данных упражнений малыш развивает внимание, память, мышление, речь, пополняется активный и пассивный словарь. Упражнения рекомендуются для детей 2-4 лет.

Что бывает круглое?
Упражнение имеет многообразные варианты.
Что бывает квадратное (низкое, синее, железное, горячее и т. д.)?
Называем по два предмета, один из которых ниже, а другой выше, один из
которых холодный, а другой горячий.
Какой может быть стол? (Круглый, квадратный, кухонный, письменный и т.д.)
Какое бывает стекло (дерево, железо, камень и т.д.)?
Взрослый самостоятельно придумывает дополнительные упражнения по аналогии.

Что за чем?
Перечислить, из каких этапов состоит какое-либо действие. Например, «шить» или «варить».

Кто это делает?
Назвать, что или кто может: летать, свистеть, бежать, плавать, скакать, прыгать, танцевать, петь, кукарекать, выть и т.д.

Кому это нужно?
Кому что нужно: самолет — летчику, швейная машинка — портнихе и т.д. И обрат¬ный вопрос: что нужно для работы учителю, моряку, пожарному, врачу, шоферу, ткачу, повару и т.д.
Кто сделал эти предметы: костюм, пирог, дом, машину, сок и т.д. Из чего что сделано? (Например, стол, книга, одежда.)
Усложненный вариант: назвать части целого (предмета). Например, у дерева есть корни, ствол, ветки, листья. А что есть у машины?

Кто что делает?
Кто что делает? (Повар — жарит, варит, печет, строитель — … и т.д.) Что мы делаем с посудой, одеждой, полом?..

Когда это бывает?
Когда это бывает: на лыжах катаемся; в реке купаемся? Вариант: что бывает (что мы делаем) летом, зимой?
Альтернативные вопросы: рыбы летают или плавают? и т.д.

Краски
Материал: цветные таблички. Взрослый раздаёт детям таблички. Задание: дети, получившие красную табличку, ассоциируют себя с красными предметами, например: «Я мак, я огонь». Дети, получившие жёлтые таблички, со¬ответственно говорят: «Я цыплёнок, а я солнце».

Загадки
Место, где продают лекарства? (Аптека). Сильная метель, снежная буря? (Вьюга). Часть суток от конца дня до начала ночи? (Вечер).
В случае метафорических загадок важно, чтобы отгадавший ребёнок аргументи¬ровал свой ответ. Позднее можно предложить детям самостоятельно придумы¬вать загадки.

Кто это?
Ходит, жуёт, мычит … Летает, клюёт, прыгает … Ползает, шипит, жалит …

Что где находится?
Сахар — в сахарнице.
Хлеб — в … (Далее по аналогии: масло, книги, игрушки, соль, сухари и т.д.)

Найди и исправь ошибку
У птицы крылья большие, а у бабочки цветные. Лист клёна резной, а лист рябины зелёный.

Кто кем будет?
Яйцо — цыплёнком. Зёрнышко — … Гусеница — …

Семьи
Перечислить членов «семей» зверей и птиц (лев, львица, львята; ворон, ворониха, воронята).

Многозначные слова
Взрослый предлагает ребёнку сказать, что такое «ручка». (Ручка бывает у человека, у двери, у чашки, ручкой мы пишем и т.д.) Возможны наводящие вопросы.

Синонимы
— Я скажу слово «высоко», а ты ответишь «низко». Я скажу: «далеко», а ты — … . Возможно использование разных частей речи: наречий «далеко — близко», прилагательных «узкий — широкий», существительных «день — ночь», предлогов «над — под».

Источник: книга «Домашняя школа Монтессори»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *